Социальный
эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в
практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. В
последнем случае процедура экспериментирования целиком сосредоточена на
познавательном результате. Эксперимент выступает в качестве самого сильного
способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент
нацелен на получение практического эффекта управления некоторыми процессами.
Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого
эффекта. Экспериментальный
поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно называем
передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного
экспериментирования, а к области практического применения нововведений. Здесь
возникают многообразные социально-экономические, политические,
социально-психологические, организационно-хозяйственные проблемы, часто
далекие от логики осуществления эксперимента с научно-познавательными целями.11 11 О проблемах социального эксперимента см. [66,132,
133,228]; логика и процедуры социального эксперимента описаны также в работах;
[60, 134, 181]. Наиболее обстоятельно методология эксперимента в
социологическом исследовании
рассматривается в последней публикации Г. С. Батыгина [12. Гл.VI]. В
дальнейшем мы будем иметь в виду только научно-познавательную сторону
социального эксперимента как средства или метода проверки гипотез. Логика
экспериментального анализа была пред. ложена Дж. Стюартом Миллем еще в XIX в. По так называемому правилу
согласия Милля устанавливают связь между двумя (или больше) рядами событий,
которые рассматриваются как гипотетические причины, и, с другой стороны,
событием как возможным следствием причинных факторов. Если в
одном ряду фиксируются события А, В, С, D и как следствие — Р, а в другом
ряду М, С, Kt L и как следствие — снова Р, то
причиной события Р является, видимо, С. Все остальные
встречаются в одном ряду, но не встречаются в другом. Правило различия Милля
используется для проверки гипотезы в обратном порядке: "не-С"
должно повлечь за собой событие "не-Р", что логически очевидно.
Рассмотрим это на примере. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |