В
неконтролируемых экспериментах познавательный результат достигается путем
достаточно большого числа повторных опытов так, чтобы по теории вероятности
неконтролируемые факторы при взаимном наложении погашались и не оказывали бы
влияния на воздействие экспериментального фактора. Число повторных попыток
определяется статистически, например, при помощи критерия Стьюдента — %2,
который должен быть незначим, т. е. фиксирует близость взаимосвязей причинных
факторов и следствий. Более
строгие данные могут быть получены в контролируемом натурном эксперименте. Контролируемый
(валидный) эксперимент представляет попытку получить относительно чистый эффект
воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается
тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния
экспериментального фактора. Выравнивание
условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и
контрольным. Возможны (как мы далее увидим) эксперименты без контрольного
объекта, повторяющиеся несколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных
объектов в каждой серии опытов. Прежде
чем приступить к выравниванию условий, надо выделить характеристики, предположительно
влияющие на ожидаемое следствие. Это требует тщательного предварительного
анализа проблемы при разработке программы исследования. Если выявлено, что
возможные "возмутители" чистого эффекта суть А, В, С, D, E, то все они потенциально
представляют собой экспериментальные переменные. Но в каждом отдельном опыте проверяется
воздействие одного из выделенных факторов, и тогда все остальные подлежат
выравниванию. Именно
так мы и действовали выше (табл. 11, 12) при мысленном экспериментировании с
телезрителями. Чтобы проверить влияние интереса к передачам типа П на интерес к
передачам типа Р, мы выравнивали группы обследованных по уровню образования,
выделяя в одну подвыборку лиц с высоким образованием (О+), а в
другую — с низким (О~). Точно
так же поступают и в натурных контролируемых экспериментах. В первую очередь выравнивают
(сопоставляют) основные параметры общей социальной ситуации, такие, как
тип поселения, область производства, этническая и культурная среда, временной
интервал и другие характерные особенности, равноприло-жимые ко всем объектам
изучаемого процесса. (Это особенно важно при организации широкомасштабных
социальных экспериментов.) Основные
приемы выравнивания индивидуальных характеристик в случае, когда единицы
наблюдения — индивиды, следующие. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |