Современная
наука располагает достаточно большими возможностями мысленного
экспериментирования, которые следует широко использовать для научно-познавательных
целей и на основе которых можно переходить к натуральным экспериментам без
отягчающих социальных последствий. Мысленный,
или, квазиэксперимент. Логика анализа здесь та же, что и в натурном.
Своеобразие же в том, что вместо манипуляции с реальными объектами мы оперируем
с информацией о совершившихся событиях. Натурные
эксперименты, о которых говорилось выше, относятся к классу проектирующих: исследователь
проектирует предполагаемые следствия, вводит в игру их гипотетические причины.
В мысленном же анализе возможен и обратный ход умозаключений: от наличных
следствий к возможным причинам. Такой экспериментальный ход называют ретроспективным
анализом или экспериментом "ex-post-facto". Очевидно, что этот способ в
натурном эксперименте невозможен, коль скоро время необратимо. Вместе
с тем и проектирующий эксперимент не всегда возможен по реальным условиям, и
тогда мы мысленно произведем анализ событий по логике такого эксперимента,
непосредственно не вмешиваясь в течение жизни. Например,
нас интересует, насколько чтение газет и просмотр телепередач влияют на общую
информированность людей в отличие от пользования только газетами или только
телевизором. В натурном эксперименте типа "до—после" с контрольной
группой следует поступать так. Подобрав две группы и выравняв их по существенным
условиям, в экспериментальной группе обеспечим всех участников радио- и
газетной информацией, замерим их информированность. В контрольной группе
сделаем то же самое. Затем лишим экспериментальную группу газет и через
некоторое время замерим ее информированность. В контрольной группе условия сохранились
прежними. Если обнаружим различие в пользу большей осведомленности контрольной
группы, заключаем: газеты суть важное дополнение к телеинформации. Если разницы
не найдем, заключим, что газеты не добавляют существенного к информации,
получаемой по телевидению. После этого проведем эксперимент на изъятие
телевизоров и повторим опыт на других выравненных группах, пока не добьемся
устойчивого результата. Очевидно, что такое экспериментирование в реальной
практике предпринимать невозможно по нравственным и правовым соображениям
(здесь будут нарушены права человека на доступ к источникам информации и право
собственности). Поэтому
из общей массы населения некоего города отберем лиц, выписывающих газеты и
имеющих телевизор, а затем — аналогичную группу жителей, которые газет не
выписывают. Выравняв группы (методом случайно-механического отбора), станем
обращаться с ними как с двумя реальными объектами и получим вывод по той же
логике, что для эксперимента типа (1). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |