Натурный
квазиэксперимент —
особый случай. Здесь исследователь руководствуется логикой эксперимента
"до — после", но, во-первых, не жестко контролирует фоновые
воздействия и, во-вторых, создает экспериментальную ситуацию своими действиями
в качестве участника "жизненной ситуации". Будучи исследователем, он
вместе с тем выполняет функцию "экспериментальной переменной".
Подобное экспериментирование имеет место в "провоцирующих" полевых
исследованиях. Рассмотрим
пример. Петербургский социолог А. Н. Алексеев (в то время — ленинградец)
предпринял провоцирующий эксперимент на заводе Полиграфмаш. Будучи научным сотрудником,
он поступил на завод слесарем-расточником, причем о его академическом статусе
первоначально никто, кроме руководства, осведомлен не был (позже он этого уже
не скрывал). Исследователь имел цель изучить реальные нормы, регулирующие
производственные отношения в рабочем коллективе. Будучи рядовым рабочим,
активно общаясь в этой среде, он столкнулся с непонятным фактом. Все нарушают
хорошо известные инструкции: и рабочие, и мастера, и инженеры, и администраторы.
Но мастер "накапливает" материал на рабочих, скажем, прогульщиков. И
предъявляет этот материал лишь тогда, когда по каким-то, не обязательно
деловым, соображениям хочет освободиться от нарушителя дисциплины,
"разгильдяя" Петрова. Высказанные в официальной обстановке, эти
аргументы не вызывают возражений. Мастер добивается увольнения. Алексеев
начинает искать теоретические объяснения этого феномена в социопсихологических
и социологических подходах. Он приходит к выводу, что следует различать
"демонстрируемые" социальные установки и ценности, официально
поддерживаемые в данной системе отношений, а с другой стороны — ценности и
установки, реально "управляющие" поведением. Идя дальше, он ставит
вопросы, выдвигает гипотезы, которые проверяет наблюдением, в беседах и (это
ключевой момент) провоцирующими действиями. Вопрос, например, такой: насколько
среди рабочих приняты ценности инициативы и добросовестности? Алексеев
проверяет научную гипотезу собственными "экспериментальными
поступками": новый расточный станок не работает, так как не соблюдены
нормативы эксплуатации и приходится изобретать "рационализаторские
приемы". Когда он обращался со своими рационализаторскими предложениями к
руководству, то слышал ответ: "Тебе что, больше всех надо?" А если он
маскировал свое предложение под вынужденное действие, оно принималось. Надо
было сказать: "Если мы этого не сделаем, нам попадет". Таким путем
Алексеев проверил гипотезу о регулятивных и демонстрируемых нормах
производственных взаимоотношений. В
массовых обследованиях 70-х гг. инициативность и творчество часто лидировали в
ряду ценностных ориентации, а в действительности, по наблюдениям Алексеева, они
не выполняли регулирующую функцию. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |