Главная страница Глава VI. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ В.
Семенова 1. Особенности методологии качественного исследованияОписанные
в предыдущих главах приемы шкалирования, сбора данных и их анализа относятся к
так называемым "жестким" методам. Их теоретико-методологическая
основа — представление об обществе как системно-организованной целостности и
предположение о способности научного знания рационально упорядочить и
логически объяснить объективную реальность, построить достаточно стройную
теорию этой целостности. К середине 60-х гг. в западной социологии
использование "жестких" количественных методов достигло своего апогея.
По некоторым подсчетам, до 90% публикаций в ведущих социологических журналах
опирались на количественные методы анализа [361]. К
сегодняшнему дню ситуация в мировой да и в отечественной социологии изменилась. Количественные
методы были подвергнуты критике прежде всего из методологических соображений.
Социологи разочаровались в способности макросоциологичес-ких теорий должным
образом объяснить "человеческую сущность" социальных явлений и
процессов. Для
современной социологии настал период гуманизации, переориентации от
рационального познания глобальных проблем к познанию и пониманию локальных
сообщностей, специфики меньшинств и каждодневной социальной практики людей; от
макро- к микроанализу социальных явлений. В
классической социологии, как уже говорилось в главе I, жизнь индивидов — это проявления
надындивидуальных и от них не зависящих общесоциальных законов. Индивид
рассматривается как представитель социального типа. Если же мы хотим понять
социальный мир человека, восприятие им внешней реальности и мир его
самосознания, то здесь недостаточно рационального языка категорий и
абстракций. Необходимо приблизиться к адекватному пониманию смыслов,
которые человек вкладывает в различные суждения и действия. Кроме того,
поступки человека далеко не всегда адекватно осознаются им самим. Чтобы
уяснить их глубинный смысл надо приложить немало усилий для расшифровки внешне
наблюдаемых действий и высказываний и для интерпретации их в
социологических понятиях. Рационализация представлений о человеческом поведении
так же требует определенных теорий, в рамках которых эти действия могут быть
объяснимы. Главная страница Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |