Вполне
вероятно, что некоторые области анализа в дальнейшем окажутся незначимыми.
Также возможно, что появятся другие проблемы. Все это выяснится в поле.
Предварительная подготовка сводится к формированию готовности выделить и
зафиксировать, с одной стороны, — необычное, специфическое для данной
проблемной области, и с другой, — типичные, обыденные, рутинные
характеристики, известные из других источников. Здесь необходим
предварительный теоретический анализ научной и публицистической литературы о
предмете, консультации с экспертами и знакомство со статистикой или данными
предыдущих исследований. Как
правило, социолог-"качественник" редко пользуется услугами обычных интервьюеров,
предпочитая исследователей-профессионалов или сам выходит в поле. Если же
интервьюеры приглашаются, то необходимо, чтобы в процессе инструктажа они не
просто ознакомились с методикой, но и "почувствовали" проблему. По
существу они должны совмещать функции собирателей данных и
аналитиков-исследователей. В
Петербурге был случай, когда для проведения глубинных биографических интервью
относительно репрессий в сталинские годы на конкурсной основе отобрали команду
психологов, которые обладали высокими навыками доверительного контакта, умения
слушать и понимать собеседника. Однако они абсолютно не представляли
исторические аспекты исследовательского интереса и автоматически следовали
заданной логике полуструктурированного глубинного интервью. В результате 15 тысяч
страниц интервью невозможно было осмыслить, поскольку интервьюеры упускали из
поля зрения темы, интересные для исследователя, не развивая и не углубляя
побочные незапланированные аспекты рассказов. Выбор
конкретных лиц (объектов) для интервьюирования представляет собой ответ на вопрос: кто при
ограниченной численности глубинных интервью может стать наилучшим
"экспертом" по данной проблеме (т.е. обладает соответствующим
жизненным опытом) и каковы способы достижения контакта с ним. Фактически,
каждый респондент может рассматриваться как эксперт каждодневного опыта своей
повседневной жизни. Однако все зависит от задач исследования. Различают типичных
представителей, маргиналов, экстремальный тип и выдающихся личностей. Как
правило, социологи обращаются к простым, типичным представителям определенной
общности. Но для исследования под углом зрения "нормы-отклонения" или
"пересечения" разных культур необходимы другие принципы отбора. При
поиске респондентов первоначально нужно определить некоторые формальные
параметры: пол, возраст, профессия, национальность и т. д. Затем — место, где
легче всего искать таких людей: общности, организации. Например, члены
определенной партии или люди определенного круга имеют свои формальные или
неформальные места встреч, так же, как безработные, бомжи и т. д. Личные
контакты через общих знакомых являются, пожалуй, наилучшим способом вхождения в
"целевую среду", даже очень закрытую, если вести поиск направленно,
мобилизовав все свои связи. Отобрав возможные кандидатуры и заручившись их
согласием, полезно попросить будущего информанта заполнить бланк сведений о
нем, что позволяет составить предварительный план интервью и вести свободную
беседу, не натыкаясь на нетактичные вопросы (например, о детях, заранее зная,
что респондент никогда не был женат). Важной особенностью организации
интервью, особенно глубинных, доверительных является выбор места: дома,
на работе, в кругу общения.9 Неверный выбор места интервью может
также привести к смещению фокуса идентичности респондента, например на публике
респондент может войти в роль "официального" рассказчика. [27. С.
72]. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |