Второе
условие — установление
доверительных партнерских отношений "на равных". Человек представляет
для исследователя интерес не просто в качестве "источника
информации", но как личность с уникальным жизненным опытом и со своим
миром образов и переживаний. Задача состоит в том, чтобы не только представить
себе его внутренний мир, но и попытаться понять этого человека, встать на его
точку зрения, использовать его собственные термины и смыслы, то есть увидеть
жизнь его глазами. Исследователь демонстрирует свое намерение: "Я пришел,
чтобы выслушать Ваш рассказ, Вы мне интересны". Для простых людей часто
это редкая возможность высказаться и быть услышанным. В
крестьяноведческом исследовании под руководством Т. Шанина отмечалось:
отношение людей к исследованию было таким, что казалось все предшествующие
годы они ждали, чтобы наконец к ним пришел кто-то, чтобы их выслушать.
Социологов воспринимали как первую и единственную возможность
"выговориться" [50]. Это, естественно, накладывало дополнительные этические
обязательства по отношению к опрашиваемым. Возможны
разные пути установления доверительных отношений. Наш опыт
полуструктурированных биографических интервью показывает, что лучше всего
начинать разговор с наиболее приятных для человека моментов его жизни,
например, с детских воспоминаний о родительском доме. После такого введения
можно более подробно концентрироваться на наиболее интересующем моменте
биографии или жизненном периоде. Следует уделить должное внимание уяснению
предыстории, процесса становления какого-то явления. Поэтому, даже если
исследование нацелено на изучение текущих событий, рассказ об их
"предыстории" окажется потом необходимым для понимания связи, последовательности
определенных событий. Особенности
интервью в качественном исследовании Технология
качественных интервью может быть различной по своим особенностям, в зависимости от целей
исследования. Нарративные
интервью (narrative — рассказ, повествование)
представляют собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого
вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий удивления или
одобрения, которые стимулируют и поддерживают нить рассказа. Предполагается,
что в ходе такого свободного изложения в памяти респондента ассоциативно
всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него
наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наиболее важные
«смыслообразующие» моменты, конструирующие его биографию. В ходе интервью
человек как бы заново обдумывает свою жизнь, свое "я", отделяя его от
совокупного "мы". Как показала российская практика интервьюирования,
такое самоосмысление и выделение своего "я" наиболее трудно дается опрашиваемым,
особенно людям с невысоким уровнем образования. Русские люди больше привыкли
мыслить себя в понятиях "мы". Ситуация интервью заставляет их
задуматься о себе как отдельном историческом и социальном субъекте. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |