Здесь
уместно еще раз напомнить, что направление анализа зависит не только от
содержания текста, но, конечно, и от исследовательского интереса социолога,
его проблематизирую-щей события установки. Фактически в отрывке интервью с П.
имеют место и проблемы социальной идентификации, и проблема жизненного
освоения культурной среды по мере взросления и социально-исторических
изменений самой этой среды. Социолог скорее изберет концептуализацию в понятиях
культурной среды, тогда как социальный психолог, вероятно, предпочтет
классифицировать соответствующие фрагменты повествования в терминах личностной
идентификации. Логика
анализа может привести к необходимости ввести дополнительные номинации, не
предусмотренные ранее или не имеющие оснований в данном отрывке. Обобщение
номинаций — есть метод, посредством которого частные данные соединяются в
определенную совокупность аналогичных явлений, которые можно выразить в
системе социологических понятий. Теоретическое
осмысление данных —
весьма тонкая и трудоемкая аналитическая работа. В процессе классификации
приходится по нескольку раз вновь и вновь обращаться к первичному тексту, чтобы
точнее сформулировать социологическое понятие, наиболее подходящее ко всем
фрагментам, пассажам и ко всем анализируемым текстам. Такая
аналитически-интуитивная деятельность исследователя требует воображения, понимания
текста и стоящей за ним социальной реальности, но прежде всего достаточной
социологической культуры.18 18 Известный логик Марио Бунге
писал, что интуиция — это "хлам на чердаке нашей памяти", из которого
при необходимости мы извлекаем нужные предметы [28, С. 82]. Происходит
взаимодействие между проблемно-теоретическим "полем" исследователя и
фрагментом социальной реальности, представленным текстом, в процессе которого
"примеряются" разные категории и происходит окончательный выбор парадигмы,
наиболее подходящей для данного исследования [53]. Решение не должно быть
механически-нейтральным; оно исходит иа определенных исследовательских целей —
чего я достигну в результате использования тех или иных классификационных
понятий? Рассмотрим
пример классификации высказываний о роли и авторитете отца в семье из
исследования Е. Мещеркиной [ 172. С. 312 ]; "...Конфликты с отчимом? Нет,
были, конечно, иногда. Но вот, кстати, он никогда не любил меня учить
чему-нибудь или там мораль читать. В основном мать, конечно. Она заставляла
его даже ремешком меня стегать, но это редко было. Я на них не злюсь, А он
считал, что я должен сам все понять, за это я ему благодарен... Он мне не
насаждал свое мнение, но когда я уже подрос, уже окреп... К тому же я тогда
года два, так 9—10 класс, занимался каратэ, чего-то умел. Помню даже пару раз
было — я его побил. И с тех пор он вообще уже ко мне не приставал. Ну, так,
поорет..." Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |