В
качественном исследовании всегда есть возможность вернуться и более подробно
рассмотреть "ключевые" моменты, фигуры или события, характеризующие
отклонения, которые тоже подлежат концептуализации. В приведенном примере мы
ищем отклонения от ряда случаев, первоначально обобщенных как "феномен русских
бабушек". В принципе поиск отклонений, несоответствий первоначальному
обобщению и есть ключевой способ обоснованной кластеризации. Мы
избрали такую семью и вернулись к первичному тексту интервью для более
подробного рассмотрения эпизодов влияния бабушки на внука. В чем
непосредственно оно состояло? Или, другими словами: каковы были обязанности
бабушки в этой семье? Оказалось, что в "отклоняющейся" семье они в
основном сводились к уходу за внуком, к функциям "няни". Наше
предположение уточняется: не все бабушки выполняли функции культурного
воспитания внуков, некоторые играли роль заботливой няни. Но почему в
предыдущих интервью воспитательная функция бабушек регулярно повторялась, а эта
семья оказалась исключением? Вернувшись
к исходным данным, мы убедились, что здесь бабушка не имела высокого
образования и большую часть своей жизни прожила в деревне. Теперь возникла
уточняющая гипотеза, которая заставила искать связь между несколькими
категориями: влияние бабушек, культурный уровень внуков, функции бабушек в
семье, а также среда, в которой воспитывалась сама бабушка, и ее образование.
Сравнив функции бабушек из образованных и необразованных семей, мы пришли к
окончательной формулировке концепции: бабушки из образованных семей по их
социальной роли в семьях своих детей отличаются от бабушек из семей
необразованных: первые становятся воспитателями и передают внукам культурный
капитал, полученный в детстве, тогда как бабушки из необразованных семей не
являются "трансляторами" культурного капитала, а выполняют функции
няни. Заметим,
что интерпретация данных проводилась в нашем примере в социологических
категориях: "социальная роль в семье", "культурный
капитал", "трансляция культурного капитала". Таким
образом, мы прошли путь аналитической индукции: — первоначально упоминавшиеся в нескольких
биографических текстах разнохарактерные занятия бабушек с внуками были
классифицированы как "культурные функции бабушек в семье"; — затем эта классификация по
функциям была соединена с, казалось бы, несвязанными с ней классификациями:
"уровень образования бабушки" и "социальная среда бабушки"; Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |