История
семьи. Это
направление изучает взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Семья
рассматривается как относительно устойчивая малая группа, взятая в
исторической перспективе, которая в каждом поколении членится и
перестраивается, что не исключает ее "непрерывности" как социального
феномена. Анализируются процессы социальной и территориальной мобильности
членов семьи, преемственности или изменения социального статуса семьи от
поколения к поколению, передачи "культурного капитала" или
трансформации ценностей [313, 240, 241, 316]. Специфика
качественного подхода к проблемам социальной мобильности является отдельной
темой. В результате ряда таких поисков фактически возник новый аспект
проблематики социальной мобильности, прежде традиционно-количественной области
социологии: изучение семейных стратегий и передачи культурного капитала от
поколения к поколению [316, 15]; проблема социального статуса и социальной
мобильности женщин (М. Малышева, [152]); падение семейного статуса в
результате социальной революции и адаптация к послереволюционной ситуации
[313, 241], тип семейного жилья как отражение социального статуса (П. Томпсон,
[313]). Перечисленный набор тем не мог быть рассмотрен в рамках количественной
стратегии. Источниками
информации здесь служат семейные архивы, глубинные интервью с представителями
разных поколений, генеалогические графы. История
жизни, человека от детства к взрослению и старению является, пожалуй, одним из
самых распространенных направлений в качественной социологии. Метод получения
информации — биографическое интервью представляет собой жизненное
повествование как своего рода "сценическое представление" (метафора
Э. Гоффмана) о себе и своей жизни. Интерес исследователя может быть направлен
на сам способ построения рассказа о жизни, путь
"конструирования" биографии для выявления социальной идентификации
респондента (важны приемы "построения" идентичностей, изменения
идентификаций). Петербургские социологи В. Воронков и Е. Чикадзе задались
вопросом: каким образом в период 20—30-х гг. происходила утрата
культурно-национальной идентичности евреев и формировалась их советская
идентичность. Опираясь на биографические повествования пожилых и молодых
людей, они обнаружили существенные различия в способах построения национальной
идентичности в разные исторические периоды советской истории [38]. Индивидуальная
история жизни может стать основой и при изучении способов "проживания"
жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов
биографического пути, социально-исторической ситуации. Истории жизни часто используются
в тендерных исследованиях, позволяя глубоко изучить особенности мужских и
женских моделей поведения в определенных социальных общностях (М. Малышева
[152], Е. Мещеркина [172], Е. Здравомыс-лова, Е. Чуйкина). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |