В
опросах общественного мнения и маркетинговых исследованиях, профессиональный
долг социолога обязывает его прежде всего не поддаваться соблазну "угодить
заказчику". Это
требует соблюдения, как минимум, следующих требований: 1. Не допускать сколь-нибудь
внушающих формулировок вопросов и не забывать оставлять место для уклонения
от ответа ("не знаю", "не могу сказать", "еще не
решил" и т. п.); 2. Строго соблюдать требования
репрезентативности выборки (или иных моделей выборочного обследования). В
отчете заказчику четко разъяснить
ограничения выводов (а) характером выборочной совокупности и (б)
допустимой ошибкой распределений. Заказчик
может радоваться тому, что некий рейтинг повысился на 2%, или огорчаться,
узнав о падении популярности товара на 2%. Но социолог, указав на допустимую
ошибку, скажем, +3%, обязан дать понять, что, возможно, здесь не обнаружено
существенных сдвигов. 3. В опросах общественного
мнения, предназначенных для публикации в средствах массовой информации, не
менее важно соблюдать требования, описанные выше. Вместе с тем, здесь следует аккуратно
воспроизвести формулировку вопроса и формат ответов. Даже в том случае,
если журналист неумышленно (или хуже того — преднамеренно)
неадекватно истолкует данные, грамотный читатель или слушатель сам разберется,
что к чему, у него есть полная исходная информация, предоставленная
исследователем.4 4 Взаимоотношения социологов-исследователей общественного
мнения с прессой — особая проблема.
Социологическое сообщество постоянно
напоминает журналистам о
требованиях грамотного сообщения результатов опросов. Совместно с прессой мы исполняем свой гражданский долг, если адекватно информируем общество о его проблемах. 4. Излагать данные и
комментарии на их основе раздельно. К тому же, когда комментарий предшествует
описанию данных, он настраивает на их интерпретацию в заданном ракурсе. Лучше
комментировать то, над чем читатель может и сам поразмыслить, соглашаясь или не
соглашаясь с вами. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |