На главную

Но прежде всего показатели следует соотносить с уровнем реальной стабильности — изменчивости изу­чаемого объекта, измеряемых свойств.

2) Использование нескольких лиц для измерения данного свойства. Случается, что шкала неустойчива по­тому, что ее пункты произвольно интерпретируются са­мими исследователями. В особенности это характерно для шкал качественной классификации объектов. В та­ких (номинальных) шкалах группы объектов классифицируют с помощью описания всех качествен­ных признаков, по которым каждый объект относится к определенному пункту шкалы — классу.

Предположим, что выделено несколько признаков (с соответствующими индикаторами) для отнесения политической деятельности в высшую категорию по уровню активности. Чтобы выполнить эту операцию однозначно, нужно убедиться, что признаки ясно раз­личимы и при соотнесении видов деятельности с пунктами шкалы не возникает путаницы. Скажем, та­кими признаками были: членство или заявленная принадлежность к какой-либо партии, движению, из­бирательному блоку, регулярность участия в его ак­циях (собраниях и публичных выступлениях, участие в голосовании на выборах и т. д.).

В этом случае объект идентифицируют одновре­менно несколько (минимум трое) лаборантов, использующих единую процедуру. Если данные, полученные разными лаборантами (в нашем примере они работа­ли с текстами интервью), высоко согласуются, шкала устойчивая, если нет — неустойчивая, и мы начинаем искать другую, более приемлемую размерную величи­ну. Причина неустойчивости шкалы — плохой отбор индикаторов.

3) Наконец, третий прием контроля эталона измере­ния на устойчивость — "расщепление шкалы". Шкала раздваивается на две половины. Если окажется, что из­мерения по каждой из них совпадают, их можно рассматривать как равноценные шкалы, суммировать дан­ные и впредь пользоваться одновременно обеими поло­винами, образующими теперь единую и более надежную шкалу, чем каждая из ее составляющих.

Покажем технику "расщепления" не примере. Возьмем объектом измерения уровень удовлетворенности рабочего своей специальностью. Данные получаем путем анкетного опроса.

Проектируем две шкалы, пункты которых будут отвечать одному из пяти уровней удовлетворенности специальностью (схема 5). Каждому уровню соответствуют два суждения. Не­четные пункты образуют одну, а четные — другую половину испытываемой шкалы.

Далее производим следующие операции: (а) все 10 пунк­тов четной и нечетной половин перетасовываются в произ­вольном порядке; б) опрашиваемым предъявляют набор из 10 суждений с просьбой указать свое согласие или несогласие по каждому из них; (в) после опроса достаточной группы лиц (около 50 человек) из числа обследуемой совокупности дан­ные группируются по двум шкалам раздельно: по нечетной половине — (a1), (b1), (с1), (d1), (e1) и по четной шкале — (a2), (b2), (с2), (d2), (е2).


Предыдущая Следующая
   

Маркетинговые исследования.
Академические институты
Социологические факультеты
Исследовательские организации
Статистический анализ данных
Социологическое исследование
Социологические журналы
Интересная информация
Социологи в сети
Социологические общества
Статьи и публикации
Cоциологическая теория: тексты
Помощь в обучении
Ссылки на ресурсы по социологии
Поиск в системах
Рефераты по социологии
Состояние постмодерна
Неоинституционализм в экономике

Главная
 
Хостинг от uCoz