Социальная структура Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: количество составляющих элементов, порядок их расположения, характер зависимости между ними. Элементами социальных структур выступают индивиды, социальные общности и социальные институты. Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности. Общности бывают:
Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы. Групповые общности - большие и малые социальные группы. К большим социальным группам можно отнести:
Социально экономическое разделение труда Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление занятий между участниками процесса общественного производства (в социологическом смысле общественное производство подразумевает воспроизводство обществом самого себя, т.е. производство необходимых для жизни материальных объектов, комплексов, идей, воспроизводства определенных отношений между людьми, а также восполнение самого населения). Виды общественного разделения труда:
Соц. экономическая неоднородность труда, т.е. разделение труда на организаторский и исполнительский, умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный, ... Различный доступ к ресурсам собственности и власти. Собственность предполагает отношения между участниками процесса производства по поводу распоряжения, владения и присвоения средств производства и продукта труда. Власть - способность социальных субъектов определить цели и направления деятельности других субъектов в собственных интересах, а также распоряжаться ресурсами, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять привилегии. Социально экономическое разделение труда формирует социальные различия и таким образом создает основу социального неравенства. Соц. дифференциация - различия между индивидами и группами, выделяемые по ряду признаков. Основные:
Дополнительные признаки:
Признаки, определяющие потребление благ и образ жизни.
Социальные признаки в каждом обществе выстраиваются в некую иерархию. Социальная стратификация - это иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. (Социальная стратификация - расслоение общества). Стратификационная система подразумевает характер социального расслоения и способ его утверждения.
Каждое общество выступает сложной комбинацией различных типов стратификационных систем и их переходных форм. Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества.
Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927г. Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение. Восхождение - индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы. Нисхождение - всё наоборот. Каналы социальной циркуляции: Армия Церковь Образование Брак Политические и профессиональные организации. Факторы социальной мобильности - условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне. Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс. Факторы социальной мобильности на макроуровне - это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д. Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |