17
См. об этом Гл.
5, § 5. На
схеме 4 выделены существенные особенности каждого исследовательского плана,
включая требования, предъявляемые к организации выборки, которые более
обстоятельно рассматриваются в следующем параграфе. Нередко
в одном исследовании мы проходим все или несколько стадий: начиная с
формулятивного плана, переходим к выдвижению описательных гипотез и
осуществляем описательный план, а затем приступаем к уяснению функциональных и
причинных связей путем реализации экспериментального или
псевдо-экспериментального плана исследования. Рассмотрим
некоторые процедурные особенности, характерные для трех типов стратегии
исследовательского поиска. Формулятивный,
или разведывательный) план [364. С. 91—100]. В новой области исследования, где
литература весьма скудна или ее вовсе нет и объект незнаком, исследование начинается с общей разведки. Это позволяет
определить дальнейшие пути поиска с точки зрения выявления и формулирования
проблем, разработки гипотез. Формулятивный
план предполагает три основные стадии работы. (1) Изучение имеющейся
литературы. Работа на данной стадии начинается с составления возможно полной
библиографии и завершается проработкой литературных источников. (2) Беседы с компетентными лицами, а
именно специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками,
занятыми в изучаемой области. Целесообразно предварительно составить список
лиц и учреждений, к которым мы обратимся за консультацией. Беседы со
специалистами преследуют несколько це-лег. Надо убедиться, что составленная
библиография охватывает проблему, что мы не упустили чего-то важного. Беседы
с практиками также имеют целью поиск дополнительной информации. Допустим, мы
собираемся изучать социальные проблемы конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса. Первый человек, с которым мы будем
разговаривать, — один из руководителей соответствующего оборонного предприятия.
А первый вопрос к нему: "Кто, вы или кто-то из ваших помощников или
сотрудников, мог бы рассказать, с какими проблемами сталкивается предприятие,
что особенно мешает перестройке производства?" Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |