Позже
исследования в этой области выдвигают новые проблемы: потребность уяснить,
каков "личностный смысл" досуга, насколько те или иные занятия
способствуют развитию внутренних потенций человека, каково соотношение разнообразных
функций досуга. В 70-е гг. был поставлен вопрос о необходимости исследования
свободного времени и досуга как составного компонента целостного образа жизни
людей [56, 203]. В условиях социального кризиса (начало 90-х гг.) суточный
объем досуга сократился (замещается дополнительной работой), возникли новые его
составляющие — политическая активность, религиозная. Как
видно, чем глубже мы вникаем в данную область общественной жизни, тем больше
возникает практически значимых и познавательных задач, тем больше
обнаруживается проблемных ситуаций для вдумчивого анализа и разработки
возможных способов регулирования выявленных проблем или хотя бы их надежного
описания и истолкования. Выделяют
следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования [213. С.
34]: — возможно более точное разграничение между
"проблематичным", т. е. искомым, неизвестным, и "непроблематичным"
как данным и известным; — отчетливое отделение друг от друга
существенного и несущественного в отношении общей проблемы; — расчленение общей проблемы на ее элементы
и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о
постановке целей и задач исследования). Формулировка
проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть
социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то
социальные взаимоотношения, порождающие проблемную ситуацию. Объект социологического
исследования — это то, на что направлен, процесс познания. Помимо
объекта выделяется также предмет, изучения, или те наиболее значимые с
практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности
объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или
особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Поскольку
объект — то, что содержит социальную проблему, постольку предмет — это те его
свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов
социальных субъектов, личности и организаций, образуют как бы полюса
социального противоречия или конфликта. Рассмотрим
для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора
профессии выпускниками средней школы [296, 297, 125]. Проблема этого исследования,
проводившегося под руководством В. Н. Шубкина, — противоречие между равными
правами в выборе профессии и фактическим неравенством возможностей разных социальных
групп в реализации этих прав. Объект исследования — выпускники школ и их
родители в момент выбора первой трудовой профессии и трудоустройства
выпускников. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |