Объем,
выборки
определяется аналитическими задачами исследования, а ее репрезентативность — целевой установкой
программы. Именно программа задает образ необходимой генеральной
совокупности для проведения выборки. Будет ли это все население или особые
его структурные образования, все элементы изучаемого объекта или только
выделяемые по заданным программой критериям. Генеральную
совокупность составляют все единицы определенного в программе объекта. Теперь .следует обеспечить равную
их вероятность попадания в выборочную совокупность. При
небольших по численности генеральных совокупностях применяют случайную
бесповторную выборку, где обеспечивают равную вероятность попадания в
исследование всех ее единиц по полному их списку из генсовокупности. Имея
полный список работников предприятия (например, 2000 человек) и определив объем
выборочной совокупности (например, в 2000 человек), устанавливаем шаг
выборки делением первого на второе (2000:200) и получаем шаг отбора — каждый
10-й из списка. Здесь важно не допустить систематической ошибки из-за
отсутствия в списке, скажем, какого-то подразделения, например работающих в
филиале предприятия. При
больших генеральных совокупностях, как это имеет место в опросах населения,
используют многоступенчатый отбор по районам, т. е. крупным структурным
составляющим генеральной совокупности: регионы, типы поселений, кварталы
города. На каждой ступени отбора следует обеспечить требования представительности
населения, т. е. обоснованно отобрать регионы так, чтобы не было смещения по
какому-то важному параметру (например, по этнонациональному). То же самое и на
последующих ступенях отбора. В конечном счете отбор производится опять-таки
систематически с установленным шагом отбора по списку граждан (из списков избирателей
или иных), списку хозяйств на селе, путем посещения каждой, скажем, 20-й
квартиры в списке квартир каждого 50-го дома выделенного квартала города. Многие
обстоятельства усложняют проблему расчета ошибки и нередко могут привести к
тому, что формально-статистически репрезентативная выборка'окажется
качественно непредставительной. Итак, качество
выборки зависит от трех условий: (а) от меры однородности социальных объектов
по наиболее существенным для исследования характеристикам; (б) от степени
дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; (в) от целесообразного
уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования. Очень
часто малоопытный социолог не улавливает разницы между проблемой ошибки
репрезентативности выборки и ошибки вывода из данного конкретного распределения
в рамках выборочной совокупйости. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |