Мы
находим, например, что, согласно одним научным данным, ценностные ориентации
личности рассматриваются как важнейшие регуляторы ее социального поведения,
согласно другим — фиксируется явное противоречие между ориентациями и
реальными поступками. Постепенно выявляется проблема. Уточняя
ключевые понятия, в том числе понятие "ценностные ориентации", мы
находим далее, что это весьма общий конструкт, который, в сущности,
представляет обобщение многообразных, более частных феноменов диспозиционной
регуляции поведения личности (ценности — обобщенные социальные установки —
ситуативные установки). Продолжая следовать такой логике, мы развертываем
систему гипотез, которые опираются на имеющиеся теоретические и экспериментальные
данные, и в конце концов формулируем общую гипотетическую "модель"
изучаемого процесса — диспозиционную концепцию регуляции социального поведения
личности. Только теперь начинаются поиски подходящего социального объекта для
проверки теоретической модели: поведение в какой именно сфере каких именно
социальных групп* в каком именно отношении и т. п. лучше всего исследовать для
проверки выдвинутых гипотез? Иная
логика управляет действиями исследователя, если он ставит перед собой
непосредственно практическую цель. Он начинает работу над программой, исходя
из специфики данного социального объекта (т. е. с того, чем завершается
предварительный теоретический анализ в предыдущем случае) и уяснения
практических задач, подлежащих решению. Только после этого он обращается к
литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли "типовое" решение
возникших задач, т. е. специальная теория, относящаяся к предмету? Если
"типового" решения нет, дальнейшая работа развертывается по схеме
теоретике-прикладного исследования. Если же такое решение имеется, гипотезы
прикладного исследования строятся как различные варианты "прочтения"
типовых решений применительно к конкретным условиям. Очень
важно иметь в виду, что любое исследование, ориентированное на решение
теоретических задач, можно продолжить как прикладное. На первом этапе мы получаем
некоторое типовое решение проблемы, а затем переводим его в конкретные условия.
Поэтому совершенно справедливо говорят, что нет ничего практичней хорошей
теории. Но из хорошего прикладного исследования далеко не всегда можно сделать
теоретические выводы. Необходимо, чтобы с самого начала фактические данные
описывались в соответствующих терминах, соотнесенных с теоретическими посылками
(гипотезами). Не так просто (а часто невозможно) перегруппировать собранные
данные по иному, отличному от исходного принципу. Именно поэтому исследователь
накапливает эмпирический материал, исходя из четкой целевой установки. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |