Очень
важно различать программные задачи исследования и те, что будут
возникать в процессе его развертывания,
в том числе и методические. В сущности, каждая стадия развертывания программы и
анализа получаемых данных предваряется постановкой конкретных задач.
Предусмотреть всю их последовательность невозможно и нет надобности. Говоря в
целом, формулировка задач исследования — это не единовременный акт, но скорее
процесс [42. С. 249—285]. Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз
состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные
задачи исследования (см. схему 2). Теоретико-прикладное
исследование, если оно переходит в стадию практически-прикладного, после решения
4-й задачи развивается по схеме последнего (решение задач 2—4 во второй
колонке). Практически-прикладное исследование, если не находится типового способа
решения социальной проблемы на данном объекте (1-я задача), вначале
осуществляется по схеме теоретико-прикладного и только затем переходит в фазу
"социально-инженерного".3 3 Подробнее о логике развития прикладного
исследования социально-инженерного типа см. гл. 7, § 2, а также в работе
[196]. Помимо главных
(основных) и частных программных задач, могут возникать дополнительные. Эти
последние логически не обязательно связаны с целью и основными задачами
исследования. Основные
задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные — ставятся
как бы "для пристрелки", для подготовки будущих исследований,
проверки побочных (возможно, весьма актуальных), не связанных с данной
проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т, п. Вся процедура
исследования подчиняется прежде всего поиску ответа на центральный вопрос.
Поэтому вначале мы безжалостно отсекаем все, что не связано с решением основных
задач. Практически это
значит, что должны быть обеспечены максимальная обоснованность, надежность и
устойчивость информации, относящейся к их решению.
Это достигается путем выдвижения целой цепочки взаимосвязанных гипотез,
относящихся к основным задачам, многократной проверкой и перепроверкой
соответствующих исходных данных. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |