Худший
вариант — программа, в которой основные и дополнительные задачи перемешаны. Так
обычно случается в коллективных исследованиях, проводимых путем "простой
кооперации труда". Каждый участник, полагая свою задачу основной,
выдвигает множество методических требований, не совпадающих с интересами
других участников. В итоге не реализуются ни главная, ни второстепенные задачи,
ибо ни одна из них не обеспечена надежной процедурой. Для
постановки дополнительных задач лучше всего использовать контрольные операции,
связанные с решением основных. Это не усложняет процедуру, ибо один и тот же
исходный материал рассматривается под разными углами зрения. Итак,
запомним, что цель исследования логически диктует структуру его основных
задач, теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда
частных программных задач. Кроме того, может быть поставлено некоторое
ограниченное число побочных, дополнительных задач. Исследователь должен
быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут
уточняться частные задачи, возникать новые, и так до окончания работы. Частные
задачи, по существу, нередко представляют собой вопросы, возникающие по ходу
анализа поставленных проблем. И хотя по внешней форме термины
"проблема", "задача" и "вопрос" — понятия как бы
од-нопорядковые, их не следует смешивать [213. С. 29— 30]. Будучи
взаимосвязанными, проблемы общего порядка и их развертывание в
исследовательские задачи (т. е. частные проблемы) предполагают поиск новой
информации вне имеющейся системы знания. Ответы же на вопросы, возникающие в
процессе анализа полученных данных, следует искать в рамках уже имеющейся
информации. Впрочем, как замечает В. Фридрих, "это не исключает случаев,
когда из вопросов возникают проблемы и, наоборот, проблемы формулируются в
виде вопросов или включают таковые" [213. С. 30]. Многое
зависит от внешних, не вытекающих из задач исследования обстоятельств,
например, индивидуальных интересов участников научного коллектива, конъюнктуры
социального запроса, наличия материальных средств на проведение исследований и
т. п. Тем не менее, серьезное научное исследование предполагает, что на всех
этапах работы мы руководствуемся его программными целями и задачами. Они
образуют путеводную нить, уклонение от которой делает работу хаотической и
часто неэффективной в том смысле, что достигаемые результаты, хотя они могут
быть полезными и "интересными", полезны и интересны не для того,
ради чего предпринималось исследование. В практическом плане это приведет к
невыполнению данного социального заказа, в теоретическом —к экстенсификации
поиска вместо интенсивной разработки научной проблемы. Программные цели и
задачи исследования дисциплинируют нашу работу и повышают ее эффективность. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |