1 Подробнее о процедурах измерения
социальных характеристик см.: Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. М., 1997
(в печати), о также: [68; 112; 215; 232; 333] и в прил. 2 —
"Аннотированный список". Их
приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и
согласно гипотезам исследования. Поэтому мерительные процедуры качественных
характеристик—своего рода изобретения, которые, однако, осуществляются по
определенным типовым способам. О них мы и будем говорить далее. В
первом приближении способы измерений в социологии можно разделить на две
категории. Первую
составляют приемы, с помощью которых измеряются количественные признаки
объектов с точки зрения их физического пребывания в пространстве и времени. Протяженность
в пространстве может быть использована как мера удаленности людей от
индустриально-культурного, политического центра в исследованиях политических
движений. Физическая протяженность коммуникаций между взаимодействующими
людьми характеризует одно из условий их совместной деятельности. Число строк в
тексте, содержащее определенную мысль, используется как мера для классификации
текстов по частоте повторения данной мысли (или упоминаемых событий). Единицы
протяженности во времени — частота событий, их длительность, величина
временных интервалов — также характеризуют социальные процессы с количественной
стороны. Во всех этих случаях пригодны "естественные" эталоны
измерения. Вторая
категория измерений относится к объектам, для которых не существует
общепринятых шкал. Но даже самые сложные социальные явления могут быть квантифицированы
со стороны их протяженности, интенсивности, частоты повторяемости.
Онтологическое основание такого утверждения — качествен но-количественная
определенность любых объектов реальной действительности, каковая
характеризуется в философской категории меры. Что же касается практических
возможностей измерений, то они целиком зависят от нашего умения найти или
изобрести надежную измерительную процедуру. 1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТАЛОНА ИЗМЕРЕНИЯ — ШКАЛЫ Рассмотрим
некоторые общие правила первичной измерительной процедуры и способов проверки
этой процедуры на надежность.2 Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |