2 Подчеркнем, что в этойтлаве мы
рассматриваем основные требования к простейшей первичной квалтификации
отдельных свойств, сторон социальных объектов. В более полном виде измеряемые объекты
находят отображение в достаточно сложной формализированной системе. Это
предполагает измерение многих свойств и создание своего Рода моделей объектов и
процессов в виде специальных качественно-количественных показателей-индексов,
многомерных классификаций, типологических конструкций и т. д. (см. гл. 5, § 1 и
2). Поиск эталона измерения. Нахождение
эталона измерения осуществляется в четыре стадии, каждая из которых —
необходимая предпосылка надежности будущей шкалы. Первая
стадия — качественная
классификация объектов. Собираясь, например, измерять структуру ценностных
ориентации или социальных установок личности, мы прежде всего должны четко
классифицировать типы ориентации, исходя из теоретической концепции и задач
исследования. Можно положить в основу классификации иерархию потребностей или
интересов, сфер деятельности, социальные функции, социальные ситуации,
которые бы различались по степени свободы выбора целей и средств деятельности и
т. д. Вторая
стадия — поиск
протяженности выделенных в качественном анализе свойств. Следует установить,
обладают ли эти свойства прерывной или непрерывной протяженностью, можно ли их
представить в виде различных последовательных состояний измеряемого качества. Рассмотрим
с этой точки зрения какую-нибудь ценностную ориентацию (на материальный
достаток, культурные ценности, творчество и др.)- Ее можно "вытянуть"
в несколько протяженностей — континуумов. Один континуум составляет:
сильная—средняя—слабая ориентации; другой: устойчивая—малоустойчивая— неустойчивая;
третий: господствующая—рядоположен-ная—подавленная; четвертый: центральная или
периферийная. В зависимости от концепции исследования можно выделить и другие
протяженности. Третья
стадия —
установление эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств
объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор
— внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака. С его помощью
устанавливается наличие или отсутствие признака, его состояние. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |