Приемы
качественно-количественного анализа документов Основная
трудность при работе с доступными (т. е. нецелевыми) документами — умение
читать данные на языке гипотез исследования. Ведь документ был составлен вовсе
не для того, чтобы проверить гипотезы социолога. Поэтому, прежде чем
анализировать документальные материалы по существу, социолог вынужден
проделать утомительную работу поиска в документе индикаторов (признаков)
ключевых понятий исследования. Качественный
анализ документов — необходимое условие для всех количественных операций. Но
прежде следует заметить, что квантификация текстов далеко не всегда
целесообразна. В
каких случаях не следует прибегать к количественному анализу? Видимо, это неразумно, если мы
имеем дело с уникальными документами, где главная цель изучения — всесторонняя
содержательная интерпретация материала. Не следует обращаться к количественному
анализу, если перед нами описания весьма сложных явлений, если документальных
данных недостаточно для массовой обработки или они неполные (нерепрезентативн
ы). Когда
количественный анализ текстов уместен? Прежде всего, отмечает один из основателей
этого метода Б. Берельсон [315], если требуется высокая степень точности при
сопоставлении однопорядковых данных. Далее, когда достаточно много материала,
чтобы оправдать усилия, связанные с его количественной обработкой, и если
этот материал репрезентирует области изучения. Квантификация необходима, когда
текстового материала не только достаточно, но столь много, что его нельзя
охватить без суммарных оценок. Квантификация возможна при условии, что
изучаемые качественные характеристики появляются с достаточной частотой. Наиболее
целесообразно использовать количественный анализ, если квантифицированные
тексты сопоставляются с иными, также количественными характеристиками.
Например, выраженные в статистических распределениях особенности содержания
газетных сообщений сопоставляются с численностью подписчиков, их мнениями об
этих материалах, тоже выраженными в числах. Квантификация
текстового материала получила весьма широкое распространение, и в 40-х гг. для
нее была
разработана специальная процедура, названная "контент- анализ".7 7 Вместе с тем, как отмечал В. Е.
Семенов [239. С. 42], еще в 20— 30-е гг. количественные способы анализа текстов
начали применять отечественные исследователи (социологи и психологи): В. А.
Куэмичев, Н. А. Рыбников, И. Н. Шпилърейв, которые, однако, не ставили целью
разработку детальной техники этого метода. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |