Контент-анализ
— это перевод в количественные показатели массовой текстовой (или записанной на
пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были
разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Бе-рельсоном
[343, 315]. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские
и эстонские социологи, особенно А. Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Виха-лемм, Б.
А. Грушин, Т. М. Дридзе, М- Лауристинь. Основные
процедуры контент-анализа. Контент-анализ начинается с выявления смысловых
единиц, в ка-честве которых используют: (а)
Понятия, выраженные в отдельных терминах. Это могут быть понятия из области
экономики: формы собственности, приватизация, финансовая система, денежное
обращение, технический прогресс, методы хозяйствования, оптимизация управления
и др.; термины политического содержания: правящие круги и оппозиция,
интернационализм или национализм, авторитаризм, демократия, международное
сотрудничество, консенсус, конфликт интересов; нравственные или правовые символы:
права человека, гуманизм, активность, инициативность, деловая
предприимчивость, нарушение законности, преступность, коррупция; научные:
модель, система, космическое пространство и т. п. Очевидно, что анализ текста
по содержанию понятий несет немало важной социальной информации. Например, по
частоте употребления понятий, связанных с наукой и новой техникой, можно
определить, в какой мере источник информации ориентирован на научно-техническую
модернизацию. (б)
Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях,
радиопередачах и т. п. По
тематике можно еще более полно представить содержание документа. Темы
развертывания инициативы и предприимчивости, борьбы с бюрократизмом и сверхцентрализацией,
соблюдения прав человека и законности, социальной справедливости, гражданского
мира и согласия или же тематика укрепления государственности, централизма,
дисциплины и борьбы со всяческими врагами как лидирующая проблематика средств
массовой информации очень показательны для определения их политико-идеологических
позиций. Столь же показательны сюжеты из личных документов, например, писем о
самом себе или о своих близких, о делах производственных и политике, об
искусстве и т. п. Все это — свидетельства определенной направленности
взглядов, интересов, ценностных ориентации и норм деятельности. (в)
Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей
искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования
общественных институтов, организаций и учреждений. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |