Контент-анализ
текстов может быть применен в самых разных областях исследования. Одним из
примеров его использования в педагогических науках является интересная работа
петербургских социопедагогов [32а]. Они применили данный способ для изучения
эффективности нравственного просвещения. Ученикам 9—10-х классов дневной и
вечерней школ было предложено определить смысл 15 нравственных понятий: культура,
труд, просвещение, религия, нравственность, долг, образование, предрассудки,
мораль, искусство, творчество, честь, знания, совесть, красота. Смысловые
единицы анализа были представлены в упорядоченной номинальной шкале: (а)
неудовлетворительное осмысление предмета (ответы типа "не знаю",
предложение логического "круга", тавтология), дальше — (б) пояснение
смысла путем простого перечисления примеров, скажем, "искусство — это
музыка, живопись, литература", (в) указание на существенное свойство предмета,
но неполное его осмысление, например "честь—это собственное достоинство",
(г) максимально полное смысловое определение. В итоге
были получены данные, указывающие на особенности восприятия моральных
категорий учащимися разного возраста и с разным жизненным опытом. Итак, смысловые
единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования,
подсказываются методологическими посылками программы. Например,
в нашем исследовании сравнивалось действие внешних и внутренних факторов,
определяющих степень самостоятельности в производственной деятельности
инженера-проектировщика. Чтобы получить сведения о требованиях, предъявляемых к
инженерам со стороны организации, мы взяли для контент-анализа характеристики,
представляемые на каждого сотрудника в период прохождения им государственной
аттестации. Единицей
анализа в характеристике, согласно цели и задачам исследования, должны быть
суждения, касающиеся требования "быть самостоятельным в работе".
Индикаторы этих требований отыскиваются в текстах характеристик (схема 17). Мерой
выражения признака "требование самостоятельности" может быть,
например, отношение частоты упоминания в характеристике качеств инициативы и
знаний, вместе взятых, против исполнительности и аккуратности. Чем чаще упоминается
в характеристиках требование исполнительности и чем реже — требование знаний,
инициативы и творчества, тем абсолютное значение "индекса
несамостоятельности".8 Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |