Искусство
использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать,
как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что
можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого
спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти
вещи, не прибегая к опросу, — мы получим более или менее полное представление
о возможностях этого метода [170. Кн. 1]. Разновидности опросов Существуют
два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы. (Интервью
— проводимая по
определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с
респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо
интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Имеется
множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так
называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение
фактов) и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов» суждений;
особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и
процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной
системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные
и формализованные (а также полустандартизованные) [32]
интервью. Свободные интервью — это длительная беседа (несколько часов)
без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель
интервью") [18]. Такие интервью уместны на стадии разведки в
формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью
предполагает, как и формализованное наблюдение» детальную разработку всей
процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию
вопросов, варианты возможных ответов. Независимости
от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным
("клиническим", т. е. глубоким, длящимся иногда часами) и
фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.
Цель клинического интервью — получить сведения о внутренних
побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного —
извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью
изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты
информации (из массовой печати, лекции и т. п.). Причем текст информации
предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью
стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в
центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталось в
памяти [165]. Так называемые ненаправленные интервью носят
"терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит
здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу". Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |