Нарративное
интервью —
направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст
такого повествования подлежит качественному анализу (см. гл. 6, § 2). Наконец,
по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью.
Первые — это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится
вызвать дискуссию в группе. Методика телевизионных встреч В. Познера
напоминает данную процедуру. Сравнительно недавно в нашей практике начали
пользоваться популярностью техники квазиинтервью в "фокус-группах".
По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой
дискуссии по заданной проблеме (например, переход к рыночной экономике или
качества некоторого товара в прикладных исследованиях рынка).12 12 Метод "фокус-группы" подробно
описан в работе [26]; см, также гл. в, § 2. Телефонные
интервью применяют для быстрого зондажа мнений [105]. Опрос
по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму
вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются
опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии
анкетера (прямой опрос). Анкетные
опросы классифицируют
прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают
открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом
опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые
анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс-опрос, применяется
в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3—4 пункта основной
информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и
социальными характеристиками опрашиваемых; Такие анкеты напоминают листы
всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования
на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее
оплаченному почтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные
листы. Групповое анкетирование отличается от индивидуализированного. В первом
случае анкетируют сразу до 30—40 человек: анкетер собирает опрашиваемых,
инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором — он обращается
индивидуально к каждому респонденту. Организация "раздаточного" анкетирования,
включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например,
опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике.
Однако последние непредставительны в отношении определенных групп населения,
так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения
читателей данных изданий. Наконец, при классификации анкет используют также
многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты
на выяснение ценностных ориентации и мнений, статистические анкеты (в переписях
населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т. д. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |