_ |
— |
— |
Данные
тех, кто максимально осведомлен о работе мастера, обрабатываются отдельно от
менее достоверных сведений, полученных от остальных опрошенных.
Для
контроля состава опрашиваемых по уровню осведомленности в теме опроса
используют так называемые прямые фильтры и "ловушки". Например, при
опросе на семейно-бытовые темы можно ввести "фильтр" по критерию
наличия детей ("Следующие вопросы относятся только к тем, у кого есть
дети дошкольного возраста и школьники младших классов").
Вопросы-ловушки
помогают
определить добросовестность респондента.
В одном
из опросов Института социологии РАН, проведенном в 1990 г. (Г. Денисовский, П.
Козырева и В. Колбановский), в числе общественных движений были
упомянуты "кухтеристы". Хотя респонденты не имели ни малейшего
понятия, кто это такие (авторы i опроса просто-напросто использовали
фамилию одного из сотрудников института), поддержали "кухтеристов"
1,2%, решительно и не очень решительно выступили против них 12,8% опрошенных.
Лица, отвечающие на такие вопросы, подозреваются в невнимательности или
заведомой недобросовестности.15
15 М. И. Жабский приводит примеры
ответов на фильтрующие вопросы к кинозрителям. Один из вымышленных фильмов
смотрели 27% (I), а по поводу другого, также вымышленного "нового
фильма" 4% сообщили, что успели его посмотреть, и 2% —к тому же обсудить с
другими [85. С. 135].
Вместе
с тем замечено, что обилие фильтрующих вопросов, и к тому же располагаемых
цепочкой, ведет к увеличению доли неответивших. Сталкиваясь с большим числом
фильтров, респонденты настолько запутываются, что перестают отвечать и на те
вопросы, для которых ограничений не указано [30. С. 121].