(2)
Здесь, как и во всех других случаях, важно четко отделять событийную информацию
от оценок и интерпретации. В формулировке вопросов событийного характера не
должно содержаться оценочных выражений вроде: "много—мало",
"хорошо—плохо", "сильно—слабо", "удачно—неудачно",
"достоверно—недостоверно" и т. д. У
каждого свои собственные критерии оценок, что хорошо видно из любопытного
эксперимента, проделанного А. Мурутаром во время обследования работников двух
заводов в Эстонии. На вопрос: "Сколько времени у Вас уходит на чтение
газет?" — ответили "много" 18% из тех опрошенных, кто
затрачивает на чтение газеты до 15 минут, 46% из тех, кто уделяет этому более часа.
На тот же вопрос ответили "мало" 71% из тех, кто просматривает
газету за 15 минут, и почти 40% из тех читателей, кто посвящает этому более
часа. Понятно, что оценки "много—мало" хороши лишь для
характеристики субъективного отношения, но никак не с точки зрения
информации о реальном поведении. (3) В вопросах о давно
происходивших событиях недостоверность сведений может объясняться ошибками
памяти. Следует помочь опрашиваемому восстановить общий контекст ситуации. На
вопрос: "В каком году Вы сделали заявку на свое первое изобретение?"
— люди могут отвечать уверенно, называя дату. Но чем более давний срок они
указывают, тем он сомнительнее. Нужно проверить достоверность наводящими
вопросами: "Не вспомните ли, где Вы тогда работали? С чем было связано
это изобретение? Как возникла его идея?" и т. п. Затем мы вновь просим
указать дату ("Простите, я не успел записать: когда Вы сделали свое первое
изобретение?"). В заочных анкетах вопрос расчленяют на подобные элементы
для воссоздания ситуации прошлого. (4) Максимальная дробность пунктов информации —
хорошее основание достоверности сведений о событиях. Событие
как некоторое социальное действие — важный объект социологического
исследования. Вопросы о событии должны предусматривать: • компетентность респондента: был ли он прямым (активным или
пассивным) участником или знает о происходившем от других лиц, из других
источников; • уточнение места и времени
события, его содержание, отношение к нему в рамках данной социальной системы,
организации под углом зрения установленных правил и норм (поддерживается,
осуждается, допускается...); Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |