(5) Нельзя печатать всю серию
положительных подсказок ответов подряд и следом за нею — серию отрицательных
или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью
предложенных вариантов. (6) Список предложенных ответов
иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его
концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с
первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. В таком
случае целесообразно расчленить список на три блока и предложить части
опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам — в
другой. Например, перечисляются рубрики газеты (всего 21 наименование), и
опрашиваемые должны ранжировать их в шкалах от "постоянно читаю" до
"не читаю вообще". Разобьем список из 21 наименования на три части: (а)
от 1 до 7, (Ь) от 8 до 14 и (с) от 15 до 21. Часть обследуемых
получит список в последовательности (abc), другая — (bса), третья — (acb), четвертая — (cba), пятая — (bас) и шестая — (cab). Смещения
ответов, связанные с различным уровнем внимания к началу и концу списка, будут
погашаться по закону больших чисел. Установлено,
что у некоторых людей обнаруживается эффект монотонного "за" или
"против" реагирования ("галло-эффект,"). Такие люди,
ответив "да" на первый вопрос, отвечают "да" и на второй, и
на третий, и так до 4—5 монотонных "да" или "нет" в случае
ответов на однотипные вопросы. "Галло-эффект" особенно опасен, если
серия суждений, в отношении которых позиции опрашиваемых заведомо сходны,
сопровождается суждением, где эти позиции заведомо различаются. Например:
"В какой мере Вы согласны с тем, что: надо соблюдать существующие законы:
уважительно относиться к старшим по возрасту; соблюдать данное обещание;
поддержать своих друзей и близких; быть терпимым к чужим мнениям"?
Последний пункт явно "выпадает" из монотонного ряда согласия, но в
этом контексте он имеет большие возможности быть отмеченным утвердительно по
инерции. Это явление психологической ригидности. Чтобы уберечься от искажения
данных такого рода, используют простой прием: вопросы-" глушите
ли". Перемежают однотипные вопросы и подсказки другими, отличными от
них по содержанию. Иногда для такой цели используют вовсе не нужные темы,
единственное назначение которых — отвлечь внимание, устранить монотонность. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |