(7)
Ограничения выбора подсказок могут быть жесткими и нежесткими. Это зависит от
программной цели вопроса и его смысла. Если по смыслу вопроса возможны
комбинации разных выборов, притом в любом количестве, нельзя без особых
пояснений ограничивать выбор условием: "Укажите не более трех наиболее
важных пунктов", например, при перечислении возможных занятий в свободное
время. Однако в том же случае, если цель вопроса — выявить доминанту интереса,
отношения, оценки и т. п., ограничить выбор вполне целесообразно: "Хотя у
Вас, вероятно, не одно и не два любимых занятия в свободное время, просим в
предложенном перечне указать не более трех наиболее привлекательных".
Обратите внимание на то, что исследователь объясняет ограничения выбора. В
противном случае респондент окажется в затруднении или же вовсе не станет
отвечать на вопрос ("Они полагают, что у меня только три любимых
занятия?"). (8)
Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от
ответа на закрытый вопрос: "трудно сказать", "затрудняюсь
ответить", "не помню", "не знаю". Формула
уклонения от ответа подчеркивает, что респонденту представляют достаточную
свободу. Это побуждает его более добросовестно относиться к опросу в целом.
Замечено, что отсутствие такой формулы там, где она явно предполагается
содержанием вопроса, повышает процент вообще уклоняющихся от участия в опросе
[29, 37,114]. Как
отмечает О. М. Маслова [170. Т. 1. С. 104], в ответах на закрытый вопрос с
множеством подсказок респондент обнаруживает такие стороны явления, которые не
приходили ему в голову раньше. Он может согласиться или не согласиться с
подсказкой в момент ответа, но тут же вычеркнет этот аспект из долгосрочной памяти.
Это просто не является компонентом его обыденного сознания и не проявится в
фактическом поведении. Мы же думаем, что получаем картину, отвечающую реальному
состоянию массового сознания. И напротив, расшифровывая ответы на открытый
вопрос, исследователь обнаруживает немало из того, что ускользало от его
внимания и не могло быть предусмотрено в подсказках. В
целом, сопоставляя возможности открытых и закрытых вопросов, можно сказать,
что при первом подходе к теме необходимо пользоваться открытыми вариантами
(трудно предусмотреть разброс ответов). Поэтому на стадии разведки открытый
вопрос обладает несомненными преимуществами. В описательных исследованиях
удобнее пользоваться закрытыми и полузакрытыми вопросами. В
интервью развертывание беседы предполагает постановку открытых вопросов и
далее уточнение ответов в зависимости от ситуации. Конечный итог по отдельным
разделам интервью можно формулировать в виде закрытого вопроса, перечисляя
указанные респондентом суждения с просьбой уточнить их и сопоставить. (Итак, Вы
заметили, что в работе Вас привлекает хороший заработок, неплохие условия
труда, благоприятная общая обстановка, нормальные отношения с руководством, уверенность
в своем положении и, как Вам кажется, хорошие перспективы фирмы, причем Вам не
приходится далеко ездить на работу. Теперь, рассматривая все это в целом,
постарайтесь указать, что же Вы оцениваете как самое важное из сказанного?) Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |