Наиболее
распространенный способ замены прямых вопросов косвенными — перевод из личной
формы в безличную. Личные и
безличные вопросы в равной мере относятся к оценкам и суждениям самого
опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер. Так,
вместо личного прямого вопроса: '*Как Вы считаете?" — задают косвенный,
безличный: "Некоторые полагают, что... Какие суждения, по Вашему мнению,
наиболее справедливы?" Ожидается, что опрашиваемый выберет те суждения,
которых он сам придерживается. Безличная и
полубезличная форма вопроса употребляется для выявления мнений, расходящихся с
общепринятыми. В вариантах ответов подчеркивается, что все они возможны и
опрашиваемый не будет выглядеть "белой вороной", если согласится с
каким-то суждением. Так, в
обследовании эстонских социологов31 выявлялись типы рабочих, консервативно или
радикально настроенных по отношению к изменениям в организации и оплате труда.
Вопрос формулировался как полубезличный. "Жизнь не
стоит на месте. Обновляются условия труда и экономика производства.
Необходимость этого понимают все. И все же осуществление изменений,
реорганизаций, нововведений часто связано с беспокойством, недоразумениями,
неприятностями. Как часто надо
делать такие изменения, кто должен участвовать в их планировании и какие
принципы надо при этом иметь в виду — по всем этим вопросам люди имеют самые
разные точки зрения. Ниже мы предлагаем
мнения, высказанные рабочими. Укажите, пожалуйста, в каждой группе из трех
суждений ту точку зрения, которая более всего совпадает с Вашей собственной. A. "Изменения надо делать так,
чтобы зарплата рабочих повышалась, тяжесть работы несущественна", "Изменения
надо делать так, чтобы работа становилась легче, менее утомительной; зарплата
при этом может не повышаться". "Мне все
равно". (Этот вариант имеется и в следующих суждениях, где мы его
опускаем.) Б.
"Изменения или реорганизацию надо делать тотчас, как только появляется
хорошая идея". "Изменения
или реорганизации следует делать только тогда, когда по-старому работать уже
невозможно". Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |