B. "Изменениями в цехе пусть
занимаются те, кто получил для этого соответствующее образование и кто
работает на руководящей должности". "И у
рабочих есть право высказывать свои предложения по всем планируемым
изменениям". Г.
"Изменения, предлагаемые свыше, всегда лучше из всех возможных в данный
момент, и ни у кого нет оснований ворчать по этому поводу". "Чем
больше советов и предложений снизу, тем лучше". 21 Анкета
разработана Ю. Вооглайдом и А. Мурутаром. Д. "Я
непременно хотел бы участвовать в осуществлении касающихся нас реорганизаций и,
если возможно, предл| гать свои проекты". "О реорганизации
пусть думают другие, кто хочет пораскинуть умом. Я бы их поддержал". Е. "Чем
шире по охвату нововведения и реорганизации, тем важнее участие рабочих в
решении вопросов". "Если
такие изменения меня лично не затрагивают, мне от них "ни тепло, ни холодно". Личная и
безличная формы вопросов помогают также определить степень персональной
заинтересованности или "уровень" включения индивида в различные социальные
ситуации. Изобилие
закрытых, прямых и личных вопросов, т. е. максимальная стандартизация, приводит
к тому, что респондента раздражает "насилие** организаторов опроса:
"им уже все известно заранее, и остается лишь подтвердить их схемы".
Изобилие открытых, косвенных и безличных вопросов, напротив, снижает престиж
исследователя в глазах опрашиваемых: "спрашивают туманно, хитрят". Самая
правильная позиция состоит в том, чтобы целесообразно комбинировать все
указанные формы вопросов» понимая особенности их восприятия респондентом и
особенности содержания информации, извлекаемой из его ответов. Эту позицию
иллюстрирует использование разных видов вопросов в качестве основных и
контрольных. Основные и
контрольные вопросы различаются по их функциям в интерпретации данных. С
помощью контрольных уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах.
Укажем некоторые формы контроля. (1) Контроль
по частям. Вопрос: "В какой мере Вы довольны своей работой?" —
(пятичленная шкала ответов) дополняется двумя контрольными: "Хотели бы Вы
перейти на другую работу?" ("да** — "нет" — "не
думал") и "Если бы Вы временно не работали и могли выбирать новое
место работы, вернулись бы на прежнюю работу?" ("да" —
"нет" — "не знаю"). Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |