Напомним
в заключение, что многократному контролю подлежат ответы на вопросы, связанные
с основными задачами исследования. Помимо
ведущих — целевых, отвечающих прямым задачам исследования, всегда используются
так называемые функциональные, или служебные, формулировки и вопросы.
Задачи последних — облегчить процесс интервью или анкетного опроса, снять
напряжение и усталость, появляющиеся к концу работы респондента, отвлечь его
внимание, когда это требуется, или же, напротив, помочь сконцентрироваться. К числу
функциональных относятся вопросы-"фильтры" и "ловушки",
отсеивающие некомпетентных и невнимательных; "глушители", с помощью
которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой
контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки
такого, например, типа, как: "По Вашему мнению", "А теперь, если
рассматривать в целом, как бы Вы характеризовали?..." и т. п. Цель
подобных формулировок — создать психологический комфорт респонденту. Специфика
анкетного опроса Анкета
заполняется опрашиваемым самостоятельно, :оэтому ее конструкция и все
комментарии должны ыть предельно ясны для респондента. Основные
принципы построения анкеты состоят в следующем. Первый
принцип: программная
логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный
лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например,
при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сначала
выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному
опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого — тех, кто клуб не
посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше,
следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем
— для посещающих клуб, потом — для не посещающих его и снова — для всех
респондентов. Разделение
групп опрашиваемых производится вопросами-"фильтрами". В нашем
примере первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения,
вторая вводится фразой: "Следующие вопросы относятся только к тем, кто
посещает клуб", третья — снова предваряется "фильтром"
("Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб")» а в заключение
(обычно это сведения о респонденте) — снова пояснение: "Последние пять
вопросов относятся ко всем опрашиваемым". Учет
особенностей восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, из которого
следуют и все другие требования к ее построению. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |