Второй
принцип —
непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.
Мы говорили об этом, имея в виду стилистику формулировки вопросов. В данном
случае те же требования касаются общей структуры опросного листа. Например, в
массовом опросе неразумно пространно объяснять научные цели проводимой работы.
Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует
указать и практические, и научные цели исследования. Третий
принцип вытекает
из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности,
дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне
удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.),
а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности
(удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и
прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив,
повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации.
Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать
общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта "эха"
(галло-эффект), т. е. многократного повторения одной и той же оценки,
отнесенной к общей группе проблем. В таком
случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце
соответствующего "блока", предваряя фразой: "А теперь просим Вас
оценить в целом, в какой мере Вы удовлетворены... своей нынешней работой...
условиями жизни" и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее
предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой
оценке, помогает разобраться в собственных настроениях. Четвертый
принцип — смысловые
"блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование
какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим
смысловым "блокам". Например, в анкете об образе жизни, детально
расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2—3 вопроса условиям быта, мы
заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на
него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно,
неумышленно будут снижать оценки по блоку "работа", а заодно — и по
другим аспектам тематики опроса. Пятый
принцип касается
распределений вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более
простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные),
затем — еще сложнее (моти-вационные), потом — спад (снова событийные, фактологические)
и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего — завершающая
"паспортичка". Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |