Обычная
последовательность смысловых разделов анкеты такова: (а)
Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и
для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию
вопросов, — гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и сдособе ее возврата. Надо популярно
объяснить цель опроса, не прибегая к "ученым словам", и так, чтобы
заинтересовать респондента. Не следует писать во введении: "Нас
интересует то-то". Такой оборот скорее вызывает неприязнь, чем желание
помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть активную позицию самого
респондента, например: "Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то
"области" или "Ваши ответы позволят изучить такую-то
проблему". Иногда в
пространном введении подчеркивают особую значимость темы, цитируют официальные
документы, тем самым оказывая давление на респондентов в том смысле, что как бы
намекают на сугубо официальный характер опроса. Другая ошибка — заискивание
перед респондентом: "Дорогой друг! Приглашаем тебя к беседе на
тему..." и т. д. [39. С. 54]. Респондент чувствует себя ребенком, к
которому обращаются "взрослые дяди". Наш опыт
говорит о том, что нецелесообразно озаглавливать анкету (например, "Ваш
образ жизни"), а тем более в конце анкеты указывать фамилии составителей.
Название — фактор включения в действие социальных стереотипов ("Ваш образ
жизни" может ассоциироваться с газетным заголовком), а фамилии
составителей намекают респонденту на то, что его опрашивают не только в
интересах общественных, но и в каких-то личных (пишут диссертацию, нуждаются в
очередной публикации), то и другое не способствует объективности информации. Указание
организации, проводящей опрос, и целей исследования во введении вполне
достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу. В большинстве
случаев подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования: "Это
исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные
будут использованы в обобщенном виде". Если в
анкетном листе проставлен номер, следует пояснить его назначение: "Номер в
правом углу этого листа не имеет отношения к опрашиваемому. Он нужен для
контроля общего массива". Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |