При
необходимости соблюдать анонимность и вместе с тем неоднократно обращаться к
данному респонденту (при повторных— "панельных" — опросах или при использовании
нескольких методик в одноразовом исследовании) можно предложить каждому
респонденту выбрать свой псевдоним и далее подписывать анкеты этим псевдонимом.
Анкетер знает и имя, и псевдоним респондента, но сторонний человек об этом не
будет осведомлен.22 22 В интенсивном исследовании 1000 инженеров мы
использовали одновременно 18 разных методик. Анкетеры и интервьюеры предлагали
каждому респонденту выбрать псевдоним из определенного класса предметов —
металлы, цисты, названия городов и т. п., причем каждый интервьюер предлагал
свой класс названий. Тем самым мы одновременно
получали возможность контролировать качество работы именно этого интервьюера. В
экспертных опросах и при неоднократны t обследованиях на предприятиях, где
анонимность либо не нужна (экспертиза), либо ее нельзя соблюсти, организаторы
опроса могут гарантировать компетентное и объективное использование получаемой
информации: "Наш интервьюер (фамилия) или руководитель исследования
(фамилия) гарантирует, что полученные от Вас сведения будут использованы только
в научных целях". (б) Вступительные вопросы выполняют
две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение
в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные
или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы сугубо
событийного содержания: в анкете для телезрителя — имеется ли дома телевизор,
какие программы он принимает, сколько телевизоров в семье. Нельзя
начинать опрос с "паспортички", которая вообще тревожит некоторых
людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в
заключение анкетного листа. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут
отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент
уже включился в беседу, он будет склонен скорее закончить работу, чем
прервать ее на полпути. Наиболее
острые сенситивные вопросы располагают в последней трети листа. (в) Заключительные вопросы по
содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что,
работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и
другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие
пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они
разрешаются и в конце, но не более одного-двух. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |