(г) "Паспортичка"23 занимает
последнюю страницу. Она лаконична, не требует, особого напряжения и свидетельствует
о завершении опроса. 23 Польские социологи называют этот
раздел "метричка", а некоторые российские —
"демографичка". (д) Обычно в заключение выражается благодарность
за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так
как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество". Динамика
развития опроса — анкетного
или интервью, — продолжительность которого варьирует в зависимости от цели и
содержания исследования от десяти-пятнадцати минут до полутора-двух часов, в
целом выглядит так (рис. 11): в первой половине опроса — плавный подъем,
примерно 15% времени уделено "отдыху" (спад), затем около четверти
времени самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос
и подготовлен к серьезному обдумыванию своих ответов) и резкое снижение
трудностей в завершающей фазе24. Верстка
анкеты25 должна отвечать требованиям простоты и удобства работы и для
опрашиваемого, и для кодировщика. 24 В содержательной работе Ю. П.
Воронова, на наш взгляд, неправомерно рекомендуется заканчивать опрос "на
подъеме" [39. С.46—48]. Эксперименты Г. А. Погосяна [208. С. 108]
подтверждают более низкий интерес респондента в начале и конце опроса. 25 См. пример
верстки анкеты в приложении. (1) Все смысловые разделы
начинаются особыми вступительными пояснениями, которые выделяются шрифтом.
Например: "Теперь мы переходим к оценкам различных телевизионных
передач. Напоминаем, что нас интересует не только мнение владельцев телевизора и
постоянных телезрителей) но и всех, кто хотя бы изредка смотрит телевизионные
передачи". (2) Каждый вопрос сопровождается
четкой инструкцией, как на него отвечать: отметить какие-то пункты, отвечать в
свободной форме и т. п. Замечено, что опрашиваемые легче отмечают то, что соответствует их мнению,
нежели отвергают то, что не соответствует их взглядам. Надо продумать, когда
использовать ту или иную технику. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |