• уведомление об опросе, посылаемое
почтой за 3—4 дня до отправки анкеты респонденту (организаторы опроса
обращаются с предложением и просьбой участвовать в обследовании), повышает
возврат заполненных анкет на 10— 15%. Уведомление по телефону еще более
эффективно; • напоминание (через 2—3 недели) о
том, что респонденту была направлена анкета, но он не реагировал на обращение
(естественно, возврат заполненной анкеты оплачивается организаторами),
повышает возврат на 18%, а вторичное напоминание — на 26%; • "вознаграждение*', в
качестве которого использовался календарь-сувенир, повысило возврат на 9%; • персонализация обращения к
респонденту, т. е. указание на то, что участие в опросе именно данного лица
желательно по условиям статистической выборки, вместо ожидаемого прироста
возврата, дало снижение. Возврат анкет с "безличным" обращением был
несколько выше, чем анкет с личным обращением; • анонимность или неанонимность
в почтовых опросах может быть гарантирована только письменным заверением
организации, проводящей опрос, так как анкета выслана данному лицу по его
домашнему адресу. Эксперименты в Ленинграде не выявили влияния этого фактора
на увеличение доли возврата, как и обратного — снижения возврата при явно неанонимном
обращении.30 30
По данным
другого методического эксперимента, выполненного в Киеве, интерес к
исследованию (он обеспечивается обращением к однородной категории
опрашиваемых, например только к школьникам или только к рабочим) повышает
возврат на 20% в сравнении с опросом разнородной аудитории; письменное
напоминание увеличивало возврат на 20%, а рассылка второго и третьего
напоминаний — еще на 10% [227, С. 117—120; 310]. Нельзя
забывать о том, что почтовые опросы могут быть представительными, если анкеты
рассылаются выборочной аудитории, а не, скажем, читателям данной газеты. Но в
последнем случае пропаганда предстоящего опроса в данной газете, не делая его
более представительным, повышает заинтересованность потенциальной аудитории
на 20%. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |