Особые
разновидности оперативных опросов — радиотелевизионные, а также телефонные,
допускающие и немедленную компьютерную обработку данных [200. С. 178—179]. Например,
в одной из передач "Общественное мнение", организованной в 1987 г.
ленинградским телевидением, было получено более 2 тыс. телефонных ответов на 4
анкетных вопроса, заранее опубликованных в газете "Программы радио и
ТВ". Телезрители называли кодовые номера своих ответов на вопрос о
согласии, сомнении, несогласии с выборностью руководителей предприятий. Таким
же образом отвечали на 3 вопроса о статусе. В студии происходила бурная
дискуссия, а компьютер демонстрировал на дисплее динамику реакции телезрителей.
Мой собственный опыт участия в этой передаче убедил, что приблизительно к
350-му ответу распределения стабилизируются, а случайная ошибка по расчетам не
превышает 5,5%. Вся проблема теперь сводится к качественной представительности
аудитории. Опрос
по телефону имеет то преимущество, что сравнительно дешев: в 2—3 раза дешевле
интервью по месту жительства. Его главный недостаток в наших условиях — низкая
телефонизация населенных пунктов, сельских особенно. Такой опрос оправдывается
главным образом его оперативностью и разумен для ориентировки в позициях
общественного мнения по особо актуальным проблемам. В практике Института
социологии РАН телефонные опросы, начатые по инициативе В. Г. Андре-енкова,
выдержали проверку на представительность данных при соблюдении достаточно
тщательно разработанной техники отбора телефонных номеров и членов семьи,
подлежащих опросу. Вообще же говоря, техника телефонного опроса существенно
отличается от обычного интервью или анкетирования и требует специальной
подготовки [170. Т. 1. С. 207—225; 105]. Качественную
репрезентативность опросов по каналам массовой информации можно несколько
повысить путем коррекции фактически стихийной выборки. Случайным отбором надо
сократить долю анкет, поступивших от слишком активной части аудитории так,
чтобы сохранить
пропорциональность этой доли в общем массиве опрошенных. Конечно, если опрос
не имеет целью репрезентировать какую-то группу населения, можно и не
производить такую коррекцию. Другой способ — "взвешивание" пунктов
ответов на основе коррекции выборки. В этом случае ответы, скажем, мужчин могут
«весить" 0,96, а женщин 1,04: доля мужчин в выборке была выше нормы,
требуемой репрезентацией. Экспертный
опрос. Опрос
специалистов — особая разновидность метода, где многие требования, применимые
в массовых опросах, неприемлемы [301; 106. С. 122—127]. Эти опросы не анонимны,
исключают "ловушки", так как предполагают активное сотрудничество
опрашиваемого в выяснении поставленных проблем. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |