Как
правило, экспертный опрос нацелен на уточнение гипотез, разработку прогноза и
пополнение интерпретации определенных социальных
явлений и процессов. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а
закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры
согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов. Важный
момент: отбор экспертов прежде всего по уровню их компетентности, (численность
и представительность группы экспертов здесь оценивается не столько
статистическими, сколько качественными показателями) и далее — предоставление
возможности эксперту достаточно свободно высказать свои мнения и аргументы в
их пользу. Тема
опроса четко обозначается в строгих формулировках, задачи исследования также
должны быть ясно сформулированы, подчеркивается важность именно персонального
мнения специалистов (в массовых опросах, напротив, подчеркивают, что мнение опрашиваемого
учитывается в рамках общей статистики). Для ответа на каждый вопрос
оставляется достаточно пространное поле, анализ данных скорее качественных,
чем количественных. Один из
вариантов техники экспертного опроса ("метод Дельфы") — неоднократное
обращение к экспертам, вначале — для выявления существа позиций, а затем — для
оценки уровня согласованности мнений по наиболее важным пунктам. После первой
экспертизы высказанные оценки предлагаются для упорядочения по уровню
правдоподобности, вероятности, достоверности, приоритетности. Типичная
логика развертывания экспертного опроса такова: (1) указание существа изучаемой
проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста; (2)
сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой
области, квалификация; (3) информация о порядке (содержании) предлагаемых
вопросов в полном их объеме; (4) формулировка каждого проблемного вопроса,
предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать
упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование
постановки иной проблемы; (5) оценка уверенности в заключении (мнении)
эксперта; (6) дополнительные замечания, комментарии, предложения. Особенности
интервьюирования Идеальное
интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно
заинтересованных в ней людей. Однако один из участников — интервьюер — помнит,
что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь,
имитирующий роль равноправного собеседника. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |