Формализованное
интервью практически
ничем не отличается от опроса по анкете, за исключением того, что ответы
записываются не самим респондентом, но интервьюером. К подобному способу
прибегают для того, чтобы: (а) убедиться в доброкачественности заполнения вопросника,
(б) получить непосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по
предмету исследования (это помогает лучше интерпретировать их суждения) и (в)
в случае, когда письменный опрос оказывается невозможным или затруднительным
вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с
учетом различий в культуре и образовании респондентов, особенностей физических
условий проведения опроса (например, на улице, где респондент, возможно,
торопится, занят своими мыслями) и т. п. Преимущества
интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании полуформализованных
или неформализованных его вариантов. В таких интервью предусмотрен
лишь список основных вопросов, частично их порядок (он может меняться по обстоятельствам),
а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления социальных
проблем, подлежащих далее более систематическому анализу [32]. Прямой
контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются
между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения
информации, малодоступной путем анкетного опроса. К сожалению, эти же
преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к
минимуму "возмущающего" влияния личности интервьюера. Влияние
интервьюера сказывается
в самых различных направлениях [360]. Прежде
всего действует эффект стереотипности восприятия им респондента. Между тем
стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не самый лучший
путеводитель. Установлено, например, что оценка внешности собеседника и оценка
его психологических качеств коррелирует на уровне 0,92 [237. С. 67]. Вот уж
подлинно "по одежке встречают!".31 31 Интервью как ситуация взаимообщевия рассматривается И. Бутевко [30]. Задача
интервьюера состоит в том, чтобы избежать этой вполне реальной опасности
постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы
респондента на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно,
ненавязчиво, проявляя находчивость, быстроту реакции и умение
"проигрывать" многообразные гипотезы относительно поведения респондента. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |