Если
интервьюер способен стереотипизировать образ респондента, то же самое
происходит и с опрашиваемым. И он воспринимает беседу сквозь призму установок и
стереотипов, активизированных личностью интервьюера. Способ
"сломать" возможный барьер — вести себя как можно проще, свободнее,
начинать разговор с максимально нейтральных и общепонятных вещей. Ни одеждой,
ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо
держаться спокойно и естественно. Замечено,
что темп речи интервьюера влияет на поведение респондента. Если
интервьюируемый привык говорить быстро, медленный темп речи интервьюера будет
его раздражать. Однако, если опрашиваемый говорит размеренно, быстрый темп
речи интервьюера его не очень беспокоит. Лучший вариант — выработать привычку
вести беседу в среднем, не быстром и не слишком медленном, темпе. На ход беседы
влияют соотношение в возрасте и пол участников разговора. Интервьюер примерно
того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола обычно
добивается лучшего результата. Обстановка,
в которой проходит беседа, должна располагать к спокойному и откровенному
разговору. Нельзя проводить интервью в людных помещениях при посторонних. Как
заметили новосибирские коллеги, интервьюирование на дому имеет и минус:
воспринимая интервьюера в качестве гостя, опрашиваемый из вежливости старается
говорить только приятное. Хорошую
классификацию условий интервью предлагает И. В. Журавлева [170. Т. 1. С. 144]. Неблагоприятная
обстановка: отсутствие отдельного помещения, проведение интервью на рабочем
месте в самом процессе работы, когда респондент временами возвращается к
прерванному занятию; присутствие третьих лиц и тем более их вмешательство в
интервью; многократные перерывы посторонними разговорами, телефонными
звонками, хождением людей. Удовлетворительная
обстановка: наличие изолированного помещения; периодическое присутствие
третьих лиц без вмешательства в ход беседы и периодически отвлекающие звонки,
шумы. Благоприятная
обстановка: изолированное помещение, отсутствие третьих лиц и отвлекающих
факторов. В
неблагоприятной обстановке длительное интервью вообще невозможно, а
кратковременное, стандартизированное допустимо. В интервью на улице
рекомендуется избегать слишком людных мест, но не "ловить
респондента" в пустынном переулке; избегать интервьюирования в часы пик и
в "целевых" потоках людей (например, при выходе из проходной завода).
Опыт массовых интервью, проводимых на улице сотрудниками Центра изучения и
прогнозирования массовых процессов в Санкт-Петербурге (Л. Е. Кесельман)
говорит о том, что краткие (до 5—6 вопросов) актуализированные интервью по
жесткой схеме дают надежный результат, если проводятся возле станции метро, на
остановках наземного транспорта до начала или по окончании часа пик. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |