Как бы
ни старались мы снизить искажающее воздействие личности интервьюера,
минимальное в закрытых и максимальное в открытых вопросах, оно все же
останется. Поэтому для сбора массовой информации надо привлекать возможно
большее число интервьюеров. При должной их тренировке и некотором профессионализме
индивидуальные ошибки и искажения в массовых данных будут взаимопогашаться. Интервьюер
должен хорошо представлять себе общие цели исследования, его замысел, быть
общителен по характеру (поэтому не каждый человек способен стать хорошим
интервьюером), активен, обладать достаточно высокой культурой и образованием
(интервьюеры со средним и высшим образованием — наилучшие сотрудники, если
получили хорошую специальную подготовку). Наш собственный опыт
свидетельствует: лучший тип интервьюера — спокойный, уравновешенный.
Импульсивные интервьюеры вкладывали в дело столько эмоций, что это было
причиной всевозможных отклонений от заданного плана беседы. Обучение
интервьюеров — важное условие успешности работы. При краткосрочной подготовке32
интервьюерам объясняют замысел исследования, детали "путеводителя
интервью", а затем в непременном порядке организуют практикум, т. е. интервьюеры
берут интервью друг у друга под руководством организатора опроса, совместно
разбирают допущенные ошибки. 32 На специальных курсах для
интервьюеров, которые могут быть организованы научно-исследовательским
учреждением, занимающимся опросами обществениого мнения, подготовка и обучение
интервьюеров, конечно, более основательна и включает помимо теоретических
курсов тренировку необходимых навыков, "ролевые игры", обсуждение
видеозаписи интервью [178, 276]. См. также прил. 3 "Инструкция интервьюеру". Наш
опыт учит, что первые "полевые интервью" целесообразно проводить так,
чтобы в качестве ассистента интервьюера выступал опытный специалист, который
после двух-трех интервью дает последние наставления стажеру, и только затем
ему доверяется самостоятельный сбор данных с ассистентом того же уровня
подготовки, что и сам интервьюер. Очень удобна комбинация работы парой, когда
два интервьюера меняются ролями ведущего и записывающего беседу. В спорных
случаях они обсуждают, как именно следует интерпретировать ответы
респондентов. Регистрация
(запись) результатов интервью может производиться по ходу разговора с
разрешения интервьюируемого. Лучше всего, если беседу ведет один человек, а
регистрирует (стенографирует) другой. Ассистент интервьюера, ведущий запись,
садится так, чтобы опрашиваемый мог видеть его боковым зрением, тогда как
интервьюер располагается прямо напротив респондента. Этим достигается двойная
цель: внимание приковано к интервьюеру и отвлечено от ведущего протокол. В то
же время сам факт ведения протокола не скрывается, и это перестает волновать
респондента. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |