Нежелательно
использовать магнитофон: обычно это стесняет опрашиваемых. Впрочем, это зависит
от состава респондентов и тематики опроса, например, не относится к
интервьюированию экспертов. В период же обучения интервьюеров использование
магнитофонной записи с последующим разбором хода беседы и допущенных ошибок
вполне целесообразно. Ведение
беседы предполагает постепенное включение в разговор с таким расчетом, чтобы,
добившись более непринужденной атмосферы, поддерживать у интервьюируемого
интерес к беседе и вести ее по намеченному плану. (1) Установление первого контакта. Цель
— создать благоприятную атмосферу для разговора. Вначале
интервьюер называет себя и представляемую им организацию, помня, что не надо
подчеркивать свою личную заинтересованность в содержании интервью: "Я —
интервьюер Института социологии. Меня зовут.... Мы проводим исследование об
отношении людей к экономическим реформам. Вы не возражаете, если я задам Вам
несколько вопросов?" Проверено
на практике, что люди обычно удивляются, откуда взята их фамилия, почему
выбрали именно их, иногда советуют обратиться к другому лицу ("он лучше
разбирается в этих вопросах"). Интервьюер объясняет, что отбор
опрашиваемых производился "вслепую", не по их собственному желанию:
"Мы стремимся отобрать опрашиваемых чисто случайно, чтобы иметь широкую и
полную картину суждений и взглядов по вопросам, о которых я Вам уже сказал.
Если бы мы беседовали только с желающими, у нас создалось бы однобокое
представление, верно?" Эти
ремарки: "Верно? Не так ли? Как Вы думаете?" и т. п. — очень полезны.
Они создают атмосферу некоторой доверительности. Интервьюер как бы приглашает
опрашиваемого разделить с ним ответственность за добротность информации. Возможно,
что опрашиваемый продолжает отказываться вести беседу (ссылается на
неинформированность, занятость). Надо ему сказать, что вопросы будут простыми:
"Давайте попробуем. В любую минуту Вы можете прервать беседу, если
обнаружите, что вопросы трудны, или почему-то не захотите продолжать разговор.
Мой первый вопрос: "Вы давно живете в этом городе?" Для
"утепления" атмосферы интервьюер может начать разговор с отвлеченных
тем: о погоде, о том, как искал дорогу по адресу респондента — о чем угодно,
что покажется уместным для установления первого контакта. Случается,
что интервьюируемые на дому опасаются пригласить интервьюера в квартиру, в дом.
В этом случае, показав удостоверение (иногда интервьюер подсовывает свою
визитную карточку с указанием телефонов организации под дверь), интервьюер
может предложить побеседовать в другом месте (например, возле дома, на
лестничной площадке...) или даже перенести беседу на другое время и, скажем, по
месту работы. Обычно после таких предложений, если нет иных причин, кроме опасений
нечестных намерений визитера, люди соглашаются на интервью дома. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |