(2) Закрепление
контакта и первые вопросы по плану интервью. На этом
этапе продолжается общая разведка. Как и в анкетных опросах, первые
сведения — чисто фактуальные (обычные обязанности, повседневные дела, описание
условий жизни). В этот период следует подчеркивать, что получаемая информация
важна, интересна: "Это очень важно, то, что Вы сейчас сказали. Нельзя ли
несколько более подробно?", "Это очень интересно, я не думал, что
дело обстоит так", "Да, да, Вы правы" и т. д. Сомнения
в компетентности опрашиваемого и другие настораживающие вопросы на первом
этапе строго воспрещены. (3) Переход
к основным вопросам интервью должен сопровождаться вводными словами,
которые подчеркивают важность последующего разговора. "Теперь позвольте
перейти к некоторым вопросам, которые касаются Вашего отношения к реформам. Вы
поддерживаете или не согласны с курсом на приватизацию государственной
собственности?'*. Вопросы
на мотивацию — наиболее трудный этап, где следует использовать все возможности
косвенных, безличных и контрольных вопросов. Поощрение
к ответу на сложные вопросы достигается нехитрыми приемами: внимательный
взгляд, одобрительный кивок, поддакивание. Частичное несогласие с
опрашиваемым: "Вы говорите, что... Однако многие люди полагают
иначе..." Встречный
вопрос, сомнение в сказанном: "Вы так думаете? Нельзя ли это объяснить
более подробно?" Указание
на противоречие в ответах опрашиваемого: "Вы только что сказали, что...,
а теперь заметили нечто другое. Может быть, я неверно Вас понял?" Проверка
путем неправильной формулировки сказанного: "Итак, Вы сказали, что Вас
возмущает обилие коммерческой рекламы". — "Нет, я сказал
"иногда". — "Простите, я плохо расслышал". Всякое
сомнение в компетентности опрашиваемого или несогласие с его ответами
немедленно сопровождается подчеркиванием согласия и одобрения его пояснений:
"Да, да, Вы правы, теперь мне понятно, что Вы имели в виду. Это очень
интересно". (4)
Важный элемент искусства интервью
- быстрое восстановление
контакта с респондентом в случае его утраты. Опрашиваемый может почему-то
отказаться отвечать на вопрос или начинает отвечать невпопад. Причины
потери контакта разнообразны [333. С. 161—163]. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |