(а)
Респондент не располагает нужной информацией или затрудняется вспомнить. Нужно
убедиться: "Вы говорите, что не интересуетесь курсом акций своего
предприятия. У Вас нет этих акций? Может быть, нет нужной информации или Вы ей
не доверяете?" Если
подозреваем респондента в забывчивости, уточняем обстановку, к которой
относятся события ("Вспомните, пожалуйста, когда Вы интересовались курсом
акций своего предприятия в последнее время? Может быть, кто-то Вас об этом
спросил?). (б) Опрашиваемый не понял цель
вопроса или характер ожидаемого ответа, не может сформулировать свою мысль:
надо переспросить то же самое иными словами: "Вы говорите, что не знаете,
как относиться к монетаристской политике Правительства. Я имею в виду вот что:
чтобы удержать курс рубля и не допускать его обесценивания. Правительство
сокращает дешевые займы предприятиям. Это создает трудности плохо работающим,
но помогает тем, кто быстро перестраивает производство с учетом спроса на
продукцию. Как Вы к этому относитесь?" (в) Вопрос сенситивный, респондент
не хочет отвечать потому, что не расположен откровенничать на эту тему, он не
думает, что интервьюер правильно его поймет и т. п. Следует поставить вопрос в
косвенной, безличной форме: "Я так Вас понял: Вы считаете, что политика
жестких кредитов, то есть займов под большой процент их возврата, правильна, но
от этого страдают очень многие производства. В моих интервью с другими
респондентами люди высказывали разные суждения на эту тему: надо усилить борьбу
с коррупцией (займы зависят от чиновников), смелее заменять неповоротливых
руководителей производства на более способных, не торопиться с реформами,
замедлить их темп, обеспечить строгий контроль за использованием кредитов по
прямому их назначению; вообще вернуться к государственно-планируемой
экономике, отказаться от рыночной. А как Вы сами считаете?" Один из
приемов: зондирование — "эхо". Интервьюер просто
повторяет последние слова опрашиваемого, подчеркивая внимание и побуждая к
откровенности ("Да, мало, значит, об этом информации..."). Важно
вовремя остановить зондирование, в момент, когда либо возобновлен контакт с
респондентом, либо опрашиваемый начинает не на шутку тревожиться. В последнем
случае его надо успокоить и переходить к следующим вопросам ("Ну хорошо.
Скажите, пожалуйста..." — переход к другой теме). (5) Завершение
беседы. В ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В
заключение он может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены
неполные ответы, и просит кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это
кажется ему более важным, чем представлялось в ходе разговора. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |