Качество
информации, получаемой путем интервью, зависит от всех перечисленных в этом
разделе факторов плюс от уровня ответственности и добросовестности
интервьюера. Непременным правилом является выборочный контроль работы каждого
интервьюера. С этой целью организаторы исследования либо проводят краткое
повторное интервью с одним из 10 (или около того) ранее опрошенных, либо
удостоверяются, что интервью действительно имело место в такое-то время. В
нашей практике мы обычно проводили такой контроль, объясняя респондентам, что
некоторые полученные от них данные хотелось бы дополнить или уточнить. Затем
задаются контрольные вопросы в соответствии с ответами, занесенными ранее в
протокол интервью. Если оказывается, что ответ не совпадает или существенно отличается
от запротоколированного, выясняют, в чем причина (изменилась ли прежняя
позиция, была неверна предыдущая запись, неточно понята мысль респондента в
данный момент). Службы опросов общественного мнения обычно имеют для этой цели
сотрудника, проверяющего (часто по телефону), был ли интервьюер, как Вы
ответили на такой-то вопрос. "Инспектор" прямо сообщает:
"Извините, мы контролируем работу интервьюеров нашей службы опросов
общественного мнения". Благодаря
такому контролю (а) повышается ответственность интервьюеров; (б)
корректируются типичные )шибки отдельных сотрудников, им даются дополни-[ьные
инструкции. Например такая: "Все хорошо, но, гдя по реакции респондента,
Вы слишком активно входите в контакт, респондент очень тепло о Вас отзывается,
интересуется, как идут дела, как Ваше здоровье и пр. Не забывайте, что такой
слишком дружеский стиль (беседы может повлиять на объективность информации,
опрашиваемые будут стремиться максимально Вам угодить, угадать желательный
ответ. Держитесь несколько более отстранение"; (в) у организаторов
исследования, его авторов формируется необходимая уверенность в добротности
данных, понимание специфики поведения опрашиваемых, что существенно помогает
правильно интерпретировать протоколы интервью при общей обработке и анализе
данных. Общая
оценка возможностей опросных методов Как уже
говорилось, при изучении субъективных состояний людей, мотивации, мнений и
отношения к событиям опросы имеют большие преимущества перед другими методами
сбора данных. Пространные
интервью дают более глубокую и развернутую панораму субъективного мира опрашиваемых,
анкетные опросы — массовую представительную картину. Целесообразно, как это
делают многие исследователи, комбинировать анкетный опрос (в том числе
почтовый) и интервью в одном исследовании. Для интервью отбирают 5—6% из тех,
кто подвергается анкетному опросу. Выборочное интервьюирование опрошенных по
анкете дает возможность (а) проверить обоснованность и надежность анкетных
сведений и (б) углубить интерпретацию данных в целом. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |