Польский
социолог Ян Лютинский выделяет четыре принципиальные концепции разработки
опросного документа [348]. Тестовая
концепция опирается на практику психологов: множество вопросов предназначено
для измерения одной социальной установки, аттитюда. Такова, например, шкала
Гуттмана или "кафетерий" Лайкерта (см. стр. 170). Такие тестовые блоки
вполне могут включаться в обычную анкету, разрабатываемую по иной концепции. Традиционная
концепция: простейшее совпадение программного и индикаторного вопросов,
например, всех паспортных вопросов. Индикаторная
концепция предполагает развитие программного вопроса в ряде (или множестве)
более частных. Например, вопрос об отношении к рыночной экономике
развертывается в множестве конкретных показателей-проявлений рыночного
механизма. Расширенная
информационная концепция, предлагаемая Лютинским, выделяет три элемента в
самой структуре вопроса: (а) текст вопроса, задаваемого респонденту; (б)
способ классификации полученного ответа, каковой задается кодами (см. в
Приложений); (в) искомая информация данного вопроса, т. е. связь с
изучаемой переменной. В Приложении 1 это хорошо показано в документе 3, где
обозначены связи вопроса — индикаторов и кодов. Сочетание
опроса и наблюдения повышает достоверность информации, присовокупление к этим
материалам документальных свидетельств делает ее еще более убедительной. Интервью
и анкетные опросы могут быть вполне использованы как единственный источник
данных. И конечно, использование опросных методов — важный канал изучения
общественного мнения по самым разным проблемам покупательского спроса (маркетинговые
исследования). 4. НЕКОТОРЫЕ ТЕСТОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ В
социологическом исследовании объектом изучения является социальная группа,
некоторая социальная общность. Но очень часто сведения о социальной общности
приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих.
Суммарные сведения об индивидах — их социальные ориентации, мнения, стереотипы
мышления — существенные характеристики социального целого. Поэтому, а также
потому, ч го современная наука развивается на междисциплинарной основе,
социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Рассмотрим
некоторые наиболее распространенные в социологическом исследовании процедуры,
заимствованные у психологов. Все их можно было бы назвать тестами, одни из
которых меряют личностные, а другие — групповые свойства. Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |