Психологические
тесты Тестом
называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень
развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты,
характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же
психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и общностей. По
предмету исследования можно выделить три класса тестов: (а) общеличностные, с
помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности35,
(б) личностные — специальные тесты, предназначенные для
диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта
(например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля
и т. д. } и (в) групповые, предназначенные для диагностики групповых
психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей
группового психологического климата, межличностного восприятия, силы
нормативного "давления" группы на ее членов и др. 35 Одно из направлений
современной психологии личности (дифференциальная
психология) целиком опирается на использование приемов психодиагностики.
Наиболее видные представители этого направления в нашей стране — школы Б.
Г. Ананьева и В. С. Мерлина [см, в, 159], а за рубежом—Р. Кеттела и
Г. Айэенка [323, 319]. Общие
особенности психологических тестов определяются предметом изучения и
спецификой применяемой техники [1, 48, 302, 303, 304]. С точки зрения технических
приемов, обычно выделяют четыре разновидности тестов: (а) так называемые
объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания
(например, измерение кожногальванического рефлекса служит индикатором
эмоционального состояния); (б) опросные методики или субъективные тесты, как,
например, общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела. Эти тесты состоят из
серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с
предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства,
черты, особенности поведения (так, один из индикаторов общей тревожности в
тесте Айзенка: "Часто ли Вас беспокоит чувство, что Вы чем-то хуже
других?"); (в) тесты "с карандашом и бумагой", например, для
диагностики внимания — вычеркивание определенных букв в тексте ("корректорский
тест") или вычерчивание оптимального выхода из лабиринта (оценка
некоторых свойств интеллекта) и т. д.; (г) тесты, основанные на экспертной
оценке поведенческих проявлений испытуемых, например, активно используемая в
практике отечественных психологов методика ГОЛ — групповой оценки личности.
36 Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |