36 Есть и другие классификации
тестов, которые мы здесь не обсуждаем [302. С. 8—14]. Непременная
особенность тестовой методики — многократный контроль информации относительно
измеряемой характеристики. В сущности, тест представляет серию испытаний, по
совокупному выполнению которых определяется степень выраженности данного
свойства. Тестовые
показатели всегда относительны. Точка соотнесения итогового балла (индекса) определяется статистически
на значительной группе испытуемых (обычно около 200—300 лиц). Например, для
тестирования свойств памяти определяют статистически устойчивый
показатель наибольшего и наименьшего числа запоминаний тестового материала.
Наименьший показатель по базовой группе становится исходным пунктом. Измерение
свойств памяти данного субъекта всегда соотносится с базовыми точками отсчета. Любой
тест может быть применен только к группам испытуемых, которые аналогичны
базовой — той самой, на которой отрабатывались тестовые задания. Для измерения
одного и того же свойства (например, уровня импульсивности), но в разных
половозрастных или социальных группах при сохранении общего принципа
используются специфические наборы заданий. С тем
же требованием— быть адекватным изучаемому объекту — связана адаптация тестов,
первоначально разработанных в иных социально-культурных условиях. В
вербальных процедурах это касается и непосредственно языковых проблем. Простой
перевод на другой язык часто искажает не только смысл пункта, но и его
"вес" в общей шкале. Замена данного пункта другим ведет опять-таки к
изменениям в корреляционных связях с другими показаниями теста. Поэтому адаптация
разработанного теста — сложная исследовательская работа. Например,
предпринятая нами совместно с каунасскими коллегами адаптация теста Д.
Дженкинса на измерение поведенческой активности заняла более года и включала
следующие операции: перевод пунктов опросника, образующего тестовое задание,
с языка оригинала на русский, а затем — независимо выполненный обратный перевод
русского на язык оригинала; сличение текстов и устранение несогласованностей с
точки зрения смысла и содержания пунктов; замена отдельных пунктов, не
отвечающих нашим условиям, другими, аналогичными по смыслу испытания; проба
теста на выборке 100 человек и выбраковка неработающих пунктов; замена этих
пунктов аналогичными и новая проба: согласование итогового варианта с автором
теста Д. Дженкинсом и окончательная проба вопросника; определение
"весов" каждого пункта применительно к нашим условиям путем
сопоставления с другой процедурой и путем факторного анализа данных опросника.37 Предыдущая Следующая Маркетинговые исследования. Академические институты Социологические факультеты Исследовательские организации Статистический анализ данных Социологическое исследование Социологические журналы Интересная информация Социологи в сети Социологические общества Статьи и публикации Cоциологическая теория: тексты Помощь в обучении Ссылки на ресурсы по социологии Поиск в системах Рефераты по социологии Состояние постмодерна Неоинституционализм в экономике Главная |